Употребление сливочного масла увеличивает риск смерти на 15 процентов, заявили американские ученые из медицинской школы Гарварда. Исследование просто подкупает своим масштабом. 33 года наблюдений, 220 тысяч человек! Что же не так с маслом? Как и почему в глазах ученых оно оказалось чуть ли не опаснее табака и алкоголя?
Ученые из Гарвардской медицинской школы опубликовали результаты масштабного исследования. 220 тысяч человек целых 33 года заполняли анкеты о том, чем питаются, чем болеют, занимаются ли спортом, а еще регулярно сдавали анализы. Вывод впечатляет: сливочное масло сокращает жизнь на 15 процентов.
Пайал Коули, доктор медицинских наук, кардиолог: «Сливочное масло — это насыщенные жиры. А насыщенные жиры — это яд для артерий, они действительно очень вредны. Поэтому предпочтение нужно отдавать полиненасыщенным жирам».
Полиненасыщенные жиры — в растительных маслах. И они оказались залогом долголетия. Причем самые полезные — самые дешевые: рапсовое и соевое.
Юй Чжан, доцент Гарвардской медицинской школы: «Ежедневная замена всего 10 граммов сливочного масла растительными маслами привела к снижению риска смерти от
Результаты исследования сами по себе стали сенсацией. А тут еще масла в огонь подлил Роберт Кеннеди. Накануне публикации министр здравоохранения США заявил, что растительные масла — яд.
Роберт Кеннеди, министр здравоохранения и социальных служб США: «Растительные масла очень вредны! Они связаны с тяжелыми болезнями и хроническим воспалением. Они есть в фастфуде. Их использование субсидируется государством. Это результат коррупции. Бюджет контролирующих органов зависит от индустрии, которая получает выгоду от больного населения».
На Кеннеди тут же обрушилась волна критики. Мол, он антипрививочник и сторонник теорий заговора. Однако стоит задуматься, почему Америка почти 100 лет предпочитает растительные масла и в итоге задыхается от ожирения, а в той же Франции, где все объедаются сливочным, живут в среднем на пять лет дольше и там в три раза меньше диабетиков.
Растительное масло или животный жир — дилемма, которая есть на кухне любой хозяйки, на самом деле не волновала человечество почти всю его историю. И появилась только в начале XX века. В 1911 году изготовитель свечей Уильям Проктер и его
Crisco — это первый в мире маргарин. Его продвигали через кулинарные книги и рекламу в кинотеатрах. Люди думали, что выбирают более здоровую альтернативу сливочному маслу. Но в реальности ели самые опасные трансжиры.
Бум производства рапсового масла пришелся на Вторую мировую. Но использовали его не в пищу, а как смазку для механизмов военных машин. Война закончилась, а тонны рапсового масла остались. И тут ученые снова похимичили: удалили из него ядовитую эруковую кислоту и подали к столу как очень полезный продукт.
Следом на мировой рынок хлынули все виды растительных масел: кукурузное, льняное, соевое, кунжутное. Но теперь ученые задаются вопросом: случайно ли именно в это время происходит настоящий взрыв диабета и ожирения? Готовила ли нас эволюция к употреблению такого количества растительных масел?
Одна ложка кукурузного — это 77 початков. Кто сможет столько съесть за раз? Есть данные, полученные, правда, на клетках в пробирке, о возможном вреде для здоровья.
Крис Ноббе, доктор медицинских наук: «Многие знают, что, например, мышьяк — очень опасная молекула. Если доза высокая, он может убить быстро, но если доза низкая — он ведет себя как растительные масла. Эти вещества вызывают окислительный стресс. Компоненты семенных масел накапливаются в жировой ткани, в клеточных мембранах, создавая воспаление».
Причина, по мнению ученых, в способе производства. Большую часть растительных масел получают методом экстракции. То есть тот же рапс измельчают, нагревают, отправляют под пресс. Но затем, чтобы выжать все до последней капли, используют токсичный растворитель гексан. Получается зловонная смесь, которую отбеливают, дезодорируют и фильтруют, чтобы сделать неядовитой для человека.
И тем не менее по итогам
Мэрион Нестле, молекулярный биолог, диетолог: «Чтобы провести контролируемые клинические испытания, нам пришлось бы запереть людей на годы в лаборатории и кормить их строго определенными продуктами. Это невозможно! Поэтому приходится проводить наблюдательные исследования, в которых сравнивают людей с разными типами питания и смотрят на различия в здоровье. Но причин для отличий может быть очень много. Экология, образ жизни. Так что подобные исследования просто показывают возможную связь между продуктом и болезнью. Но не доказывает причинность».
Если мы посмотрим на статистику Гарварда, то увидим, что любители сливочного масла значительно больше курили и меньше занимались спортом. И само сливочное масло тут может оказаться не причиной ранней смерти, а лишь одним из показателей нездорового образа жизни. Вряд ли эту корреляцию не заметили ученые. Но могли ли намеренно закрыть на это глаза?
Мэрион Нестле: «Пищевые компании щедро спонсируют исследования о питании. Они ожидают получить те ответы, которые им нужны, чтобы защитить продажи вредных продуктов. Исследования, как правило, проводятся по очень высоким стандартам, однако они изначально спроектированы так, чтобы дать ответ, который нужен спонсору. Или же результаты интерпретируются таким образом, чтобы они продвигали интересы спонсора».
Большую часть исследований о питании в США спонсируют
Все выпуски программы «Центральное телевидение».

