Британские министры потребовали от Джонсона уйти в отставку

07.07.2022, 11:09

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

Борис Джонсон не собирается уходить в отставку. Об этом он заявил на встрече с членами кабмина, которые потребовали от него покинуть пост из-за нового скандала. Выяснилось, что Джонсон продвигал по службе однопартийца, зная о случаях его недостойного поведения. Уйти добровольно Джонсону предложили и законодатели, но тот заявил, что без него страна погрузится в хаос. Согласно британским законам, премьер должен самостоятельно подать в отставку, в противном случае он может лишиться поста, если кабинет министров полностью распадется. Накануне Джонсон потерял еще одного подчиненного. Он уволил руководителя ЖКХ за то, что тот призывал главу кабмина сложить полномочия.

Джонсону сегодня вместо доброго утра газеты навязывают не Brexit, а Borexit. «Просто уйди!» — внушают и Metro, и The Daily Mirror. «Потерянный, отчаявшийся премьер вцепился во власть», — осуждает The Guardian. «Джонсон потрясен бунтом», — констатирует Financial Times.

Бунт, потому что в знак протеста уходят его соратники, видные и невидные. Телеканалы включают в прямом эфире счетчики уволившихся министров, счетчики крутятся — так газовые будут крутиться в английских домах зимой. Последняя цифра за день — минус 46 консерваторов из правительства. Минус 46 — это глубокая заморозка политической жизни.

Иэн Блэкфорд, лидер Шотландской национальной партии в британском парламенте: «Сегодня мы в парламенте должны были говорить о кризисе в связи ростом цен, об инфляции, о проблемах Brexit. Но мы снова обсуждаем самого премьер-министра. Сколько еще его министров должны подать в отставку, чтобы он взял наконец ручку и написал заявление об уходе?»

Сбрасывание портфелей начали два министра-солиста — Сунак и Джавид, главные по экономике и здоровью. Сунак в прощальном письме сообщил: «Страна ожидает, что правительство будет работать честно, компетентно и серьезно», — намекая, что при Джонсоне невозможно ни первое, ни второе, ни третье. Глава британского Минздрава Джавид написал: «Я не могу с чистой совестью работать в этом правительстве».

Саджид Джавид, министр здравоохранения Великобритании в отставке: «Команда хороша, если хорош капитан, а капитан хорош, если хороша команда. Это взаимосвязано. Но последние события усложнили командную игру».

Борис Джонсон, чтобы не оставаться голым и беспомощным на поле, двинул в канцлеры казначейства игрока из запасных — бывшего министра образования Надима Захави, того самого, который месяц назад во время обсуждения вотума недоверия был ему верным, хотя объяснял свою лояльность интересами Зеленского.

Надим Захави, министр образования Великобритании: «Как вы думаете, что чувствует сегодня президент Зеленский? Да он прыгает от счастья, зная, что его близкий союзник Борис Джонсон остается премьер-министром».

Возможно, почетный громадянин Одессы Джонсон решил, что с таким защитником и аргументом он не пропадет, но Захави, побыв на должности день, потребовал, чтобы продвинувший его начальник сам уходил. Джонсона сдают игроки его партии.

Кир Стармер, лидер Лейбористской партии Великобритании: «Он удержался у власти, потому что его несколько месяцев поддерживала коррумпированная партия, защищающая тех, кто не может быть оправдан. Так что дело уже не в смене только человека наверху. Единственный способ начать новую жизнь — это избавиться от многих из них».

Те министры, которые не подали в отставку, пришли к Джонсону на дом с требованием капитуляции. «Убойным отрядом» назвала их пресса. Но принудить Джонсона покинуть Даунинг-стрит и добровольно сдаться они не смогли, напротив, одного бойца отряд потерял. Майкла Гоува Джонсон обезвредил первым, уволив.

Борис Джонсон, несмотря на рекордное число увольнений сотрудников за один день, утверждает: «Конечно, я останусь на посту премьер-министра до завтра». Хотя его коллеги по партии говорят, что мудрее, мужественнее и достойнее уйти самому, а не дожидаться, пока его буквально вынесут из резиденции на Даунинг-стрит, как выносили из здания эквадорского посольства австралийского журналиста Ассанжа.

На улице перед резиденцией толпа кричала «Джонсон, вон!». Экзорцизмом занимались и в соцсетях. Пользователи придумывали мемы, будто бы Карри, жена Джонсона, отдирает со стен казенной квартиры золотые обои, будто бы неблагодарный Зеленский отказывает Борису в политическом убежище со словами «нет, ты был у меня недавно». И даже кот Ларри, пересидевший на Даунинг-стрит и Терезу Мэй, и Дэвида Кэмерона, нацарапал лапой: «Один из нас должен уйти, либо Джонсон, либо я». Но Джонсон никуда не уходит, следовательно, гонит на улицу честного старого кота.

Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании: «Задача премьер-министра в трудных обстоятельствах, когда у него колоссальная ответственность, — это идти вперед. И это то, что я буду делать».

Политическое здоровье Джонсона подорвало пьянство — и активное, и пассивное. Народ и партия запомнили его алковечеринки в локдаун, но доконал общественное мнение скандал со ставленником Джонсона. Главный по партдисциплине консерваторов Крис Пинчер напился в английском ночном клубе и полез к чужим мужчинам. Те устроили скандал. Поскольку Джонсон ему покровительствовал, это стало пятном и на его репутации. Скажи мне, кто твой Пинчер, и я скажу, кто ты.

Борис заявил, что и завтра он будет премьером, но завтра уже наступило, а за следующую неделю он ручаться не может, потому что ради него британский парламент готов поменять правила и объявить в понедельник или во вторник новый вотум недоверия, через месяц после старого. И вотумов, и недоверия в жизни Джонсона прибавилось.

Связанные новости

Читайте также