«Демократия наносит ответный удар»: Борис Джонсон проиграл три сражения за день

07.09.2019, 17:37

Видеосюжет: Андрей Суханов (@ap_sukhanov )
Видео программы «Центральное телевидение»

Неожиданный поворот лихо закрученного сюжета: еще вчера казалось, что избавившийся от парламентских оков британский премьер Борис Джонсон превращается чуть ли не в диктатора, который-таки проведет Brexit на своих условиях. Но если Борис уже отпраздновал победу, то он явно поторопился.

Во вторник речь Бориса Джонсона на Даунинг-стрит заглушал не гул одобрения, а ропот протеста: «Остановите переворот», — скандировала толпа, осадившая резиденцию премьер-министра. В этот же день шанс выразить свое отношение появился и у британского парламента. И тут случилось то, чего так и несостоявшийся диктатор Борис явно не ожидал: его не победила парламентская оппозиция — его предали свои.

Из всех протестующих в центре Лондона выделяется мужчина в костюме клоуна. На его лице маска с портретом Бориса Джонсона, в руках — корона.

Протестующий: «Он возомнил себя королем, но я не надену корону на голову, потому что его низложили».

Так неужели, как в классике советского кино, Борис «презлым заплатил за предобрейшее»? Кого только премьер-министр, явно забыв про английские манеры, не оскорбил в тот день, выступая в парламенте. Но больше всех досталось лидеру оппозиции Джереми Корбину.

Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании: «Он думает, что его друзья — это Кремль, это Тегеран и даже Каракас… В этом зале есть только один хлорированный цыпленок, и он сидит прямо напротив меня».

Сразу после этих его выпадов многие лейбористы озадачились вопросом: «А вменяем ли глава правительства?»

Джон Макдонелл, канцлер казначейства Лейбористской партии: «Хочу обратиться к Борису Джонсону: ведите себя как премьер-министр. Мы не хотим видеть в нашей стране второго Дональда Трампа. Ради бога, сдерживайте вашу речь. Вы же не ребенок».

На прошлой неделе премьер-министр объявил парламенту войну: продлил депутатские каникулы, чтобы в случае провала переговоров с Брюсселем, осуществить в конце октября жесткий Brexit. Но перед вынужденным отпуском парламентарии вернулись на короткую сессию и ответили Борису так, что под ним зашаталось премьерское кресло.

«Премьер-министр меньшинства», «национальный лидер, который теперь ничего не решает»: Борис Джонсон на этой неделе умудрился проиграть сразу три сражения за одни сутки. Оказалось, он не в состоянии контролировать депутатов своей родной Консервативной партии. Консерваторы потеряли большинство, а вместе с ним лишились права влиять на процесс выхода Британии из Евросоюза. В Палате общин сразу же приняли закон, запрещающий Brexit без соглашения с ЕС. Джонсон в ответ хотел продавить идею о проведении досрочных выборов, но и тут потерпел поражение.

Удар в спину Джонсону нанес даже его родной брат — политик Джо Джонсон. В четверг утром он демонстративно уволился с поста министра из-за неразрешимых противоречий. «Семейный Brexit» — так теперь местные журналисты называют этот конфликт интересов.

Джо Джонсон, младший брат премьер-министра Великобритании: «Я желаю ему всего хорошего. Я надеюсь, у его правительства хоть что-то получится».

Шекспировские страсти: в политический нокаут Бориса Джонсона отправили очень театрально. На глазах всей страны, в прямом эфире, член Консервативной партии Филипп Ли неожиданно встает и садится на скамью либерал-демократов. Вслед за ним более 20 депутатов из фракции тори, включая внука Уинстона Черчилля, также выступают против своего лидера, Борис начинает мстить и изгоняет предателей из партии. А это уже раскол.

Лорд Робин Батлер: «Консерваторы уверены в том, что нельзя выходить из Евросоюза без сделки. Поэтому они проголосовали против правительства, ведь Борис Джонсон сказал: „Если я не смогу добиться соглашения, мы все равно выйдем из ЕС“».

Премьер-министр дважды призывает парламент провести досрочные выборы 15 октября, чтобы в случае победы успеть состряпать обещанный развод с Евросоюзом ко Дню всех святых. Но дорогу Борису Джонсону словно, перебежала черная кошка: у него черная полоса. Вот он выступает с программной речью о выборах в полицейской академии Йоркшира.

Борис Джонсон: «Мы хотим выборы 15 октября. И точка. Можно и раньше, если хотите. Давайте переломим ситуацию».

После этих его слов девушка в форме, которая стоит за спиной Джонсона, внезапно падает на колени: ей плохо, предобморочное состояние.

Борис Джонсон: «Мне жаль. Думаю, это знак для меня, что пора заканчивать».

Затея с досрочными выборами проваливается по всем фронтам. Джонсон надеется на поддержку лордов — сторонников жесткого Brexit. Они могли остановить принятие законопроекта, который связывает правительству руки.

Лорд Ричард Бэлф: «Борис должен принять факт: он сделал ошибку. У Brexit уже были отсрочки, благодаря различным людям. У каждого свои мотивы. Моя цель — остановить Brexit в принципе. Я надеюсь, что к январю в парламенте мы соберем коалицию, которая запросит новый референдум. И он остановит весь этот процесс».

Первый шаг к этому сделан. В пятницу вечером лорды одобрили закон, запрещающий правительству Джонсона провести Brexit без соглашения с Евросоюзом. А если сделки до 15 октября не будет, «развод» перенесут на следующий год. Теперь — решающее слово за королевой.

Британский политический кризис, пожалуй, впервые в истории, превратил Букингемский дворец в арену острых дискуссий. Королева в замешательстве: по неписаной английской конституции, монарх должен поддерживать премьер-министра. Но что делать, если у главы правительства конфликт с парламентом? Кого тогда слушать? Возникает вопрос: как поступит Елизавета II? Чью сторону она выберет? Подпишет или нет неугодный для Бориса Джонсона законопроект об отсрочке Brexit до 31 января 2020 года?

Вице-президент США Майкл-Пенс приехал в Лондон с официальном визитом, чтобы поддержать Бориса Джонсона. Говорил про торговое соглашение, но вряд ли эта встреча сейчас поможет британскому премьеру. От всей этой политической неопределенности штормит экономику туманного Альбиона.

На следующей неделе Джонсона примет королева. Быть может, она посоветует что-то дельное своему премьер министру. Например, уйти в отставку. В любом случае: Борис Джонсон уже вошел в историю, как первый британский премьер, сумевший за 43 дня на посту довести свою партию до распада, а страну — до величайшего кризиса.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также