Число погибших: 176 человек.
Причина: сбит иранской системой ПВО.
Самолет «Международных авиалиний Украины» 8 января потерпел крушение через несколько минут после вылета из аэропорта Тегерана. Жертвами катастрофы стали все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа граждане Украины, Афганистана, Германии, Ирана, Канады, а также подданные Великобритании и Швеции.
Изначально власти говорили, что речь может идти о технической неисправности и возгорании двигателя. Однако 11 января в Тегеране признали, что силы ПВО сбили лайнер по ошибке. Boeing 737 приняли за вражескую цель, так как его маршрут проходил в непосредственной близости от «важного военного объекта». Удар по самолету нанесли в условиях повышенной боевой готовности, в которую иранскую армию привели из-за противостояния с США после убийства американцами генерала Касема Сулеймани. В тот момент иранские ПВО ждали силового ответа от Вашингтона на нанесенные несколькими часами ранее ракетные удары Ирана по американской военным базам в Ираке. Ранее президент США Дональд Трамп грозил нанести удары по 52 целям в Иране, если Тегеран осмелится мстить за смерть Сулеймани.
Рассказывая о случившемся, командующий Воздушно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции, бригадный генерал Амир Али Хаджизаде сообщил, что система ПВО Ирана приняла украинский борт за крылатую ракету, находящуюся на расстоянии 19 километров. В этот момент, по словам генерала, произошел сбой в системе связи, времени на принятие решения у оператора почти не было всего 10 секунд, и он сделал «плохой выбор». Не слагая с иранских военных ответственности за трагедию, Хаджизаде подчеркнул, что случившееся это «цена американских злодеяний в регионе».
Число жертв: 290 человек.
Причина: сбит ракетой с американского крейсера Vincennes.
Эта трагедия произошла 3 июля 1988 года и стала самой крупной авиакатастрофой в истории Ирана. Тогда Airbus авиакомпании Iran Air, который летел по маршруту Тегеран Бендер-Аббас Дубай, был сбит американской ракетой.
В Вашингтоне заявили, что военные приняли гражданский борт за военный F-14 иранских ВВС, отметив при этом, что действия экипажа были «оправданной обороной» (незадолго до катастрофы в Персидском заливе самолет иракских ВВС атаковал американский фрегат, после чего военным разрешили стрелять по потенциально опасным целям). В Тегеране же обвинили США в преднамеренном акте агрессии и заявили, что Vincennes сознательно сбил A300.
Только в 1996 году власти США и Ирана смогли достичь согласия в Международном суде ООН. Вашингтон согласился выплатить семьям погибших компенсацию в 131,8 млн долларов и признал катастрофу «ужасной человеческой трагедией», а Тегеран отказался от дальнейших претензий к США. При этом американские власти так и не признали свою юридическую ответственность за катастрофу. Командир крейсера Vincennes позднее был награжден орденом за успешную службу.
Число погибших: 269 человек.
Причина: сбит советским Су-15.
Трагедия с рейсом 007 произошла в ночь на 1 сентября 1983 года над Сахалином, на очередном витке холодной войны. Советский истребитель сбил Boeing 747 авиакомпании Korean Air Lines, летевший по маршруту Нью-Йорк Анкоридж Сеул. Лайнер по неизвестной причине серьезно отклонился от намеченного курса и вместо того, чтобы лететь над нейтральными водами Тихого океана, нарушил воздушное пространство СССР, где его приняли за американский самолет-разведчик. В числе погибших был член Палаты представителей США Ларри Макдональд.
Вашингтон и Сеул практически сразу обвинили Москву в убийстве мирных людей. СССР отказался брать на себя ответственность и выплачивать компенсации семьям погибших. Официальная позиция Москвы заключалась в том, что трагедия стала результатом провокации со стороны США, которые якобы хотели проверить боеготовность советской ПВО или спровоцировать военные действия.
Генерал Анатолий Корнуков, который отдал приказ сбить самолет-нарушитель, не был никак награжден или наказан. Тем не менее в декабре 1990 года во время визита президента Южной Кореи в Москву президент СССР Михаил Горбачев принес официальные извинения корейской стороне за катастрофу рейса 007.
Похожий случай произошел 20 апреля 1978 года. Тогда южнокорейский Boeing 707, летевший по маршруту Париж Анкоридж Сеул, отклонился от курса и оказался над Кольским полуостровом. Самолет, который тоже был сбит истребителем Су-15, сел на лед озера Корпиярви в Карелии. В катастрофе погибли два человека, 107 пассажиров и членов экипажа выжили. Тогда Советский Союз не только не извинился за инцидент, но и выставил Южной Корее счет в 10 тыс. долларов за содержание пассажиров в СССР.
Число погибших: 78 человек.
Причина: сбит ракетой во время украинских учений.
4 октября 2001 года с радаров неожиданно пропал российский Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Лайнер рухнул в Чёрное море, а все находившиеся на борту 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.
Как оказалось, в лайнер попала ракета С-200 ПВО Украины, которую запустили во время военных учений в Крыму. Через несколько дней украинские власти извинились перед родными погибших, а министр обороны и еще несколько высокопоставленных военных были отправлены в отставку. В 2003 году Украина согласилась выплатить семьям жертв компенсации (200 тыс. долларов на каждого погибшего) и назвала катастрофу «ужасной человеческой трагедией».
Компенсации ущерба попыталась добиться и авиакомпания «Сибирь», которой принадлежал самолет. В 2004-м она подала против Министерства обороны и Госказначейства Украины иск более чем на 15 миллионов долларов. Но Хозяйственный суд Киева компании отказал, сославшись на Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз. Там решили, что украинская ракета не могла сбить пассажирский самолет.
Юридически свою ответственность за авиакатастрофу украинская сторона так и не признала, заключив с Россией и Израилем договор об урегулировании претензий.
Число погибших: 84 человека.
Причина: сбит ракетой во время учений.
Похожая катастрофа произошла 30 июня 1962 года с Ту-104 «Аэрофлота», который летел из Иркутска в Омск. Лайнер рухнул в Берёзовском районе Красноярского края.
Как выяснила специальная комиссия, виновниками трагедии стали военные одной из частей ПВО, которая находилась в районе Маганска. Они проводили учебные пуски зенитных ракет, одна из которых перенацелилась на гражданский борт.
Число погибших: 298 человек.
Причина: сбит ЗРК «Бук».
Малайзийский Boeing 777, вылетевший из Амстердама в Куала-Лумпур, 17 июля 2014 года, разбился в Донецкой области в разгар боев между ВСУ и непризнанными республиками Донбасса.
Для расследования случившегося была создана Совместная следственная группа (ССГ), в которую входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. В 2018 году ССГ выпустила промежуточный доклад, в нем говорилось, что Boeing был сбит ЗРК «Бук», который доставили из России в зону конфликта в Донбассе, а потом вернули обратно. Однако в Москве расследование ССГ назвали предвзятым и не учитывающим данные российской стороны, а все обвинения голословными. В Минобороны РФ заявляли, что сбившая рейс МН17 ракета принадлежала Украине. Кроме того, в Москве указали на то, что Киев, несмотря на боевые действия, не стал закрывать небо над Донбассом для международных пассажирских рейсов.
Компенсации родным погибших выплатила авиакомпания. А семьи жертв катастрофы подали иски против Украины, России, Малайзии и Malaysia Airlines. Расследование продолжается до сих пор.
Число погибших: 108 пассажиров.
Причина: сбит израильской авиацией.
Boeing 727 авиакомпании Libyan Arab Airlines, который следовал по маршруту Триполи Бахрейн, потерпел катастрофу 21 февраля 1973 года. Самолет разбился, пытаясь совершить экстренную посадку в пустыне Синайского полуострова. Выжили только второй пилот и 4 пассажира.
Срочно садиться лайнеру пришлось из-за того, что он попал в песчаную бурю, отклонился от курса и был атакован израильскими истребителями, поднятыми на перехват. Пилоты гражданского и военных самолетов просто не поняли друг друга летчики Libyan Arab Airlines подумали, что к ним приблизились истребители ВВС Египта, а израильские военные предположили, что лайнер угнан террористами, и получили приказ открыть огонь на поражение.
Изначально Израиль отрицал свою вину, однако позднее объявил, что трагедия произошла из-за «ошибки в оценке ситуации», и согласился выплатить компенсации семьям погибших.
Число погибших: 58 человек.
Причина: сбит ВВС Болгарии.
Трагедия близ болгарского города Петрич произошла 27 июля 1955 года, но до сих пор остается крупнейшей в истории израильской авиации. Lockheed L-049 израильской авиакомпании El Al, который летел из Вены в Тель-Авив, из-за грозы отклонился от курса и был перехвачен двумя МиГ-15 болгарских ВВС. Истребители попытались приземлить авиалайнер, а потом подумали, что самолет пытается уйти от преследования и открыли огонь.
Позднее Болгария официально извинилась перед Израилем и признала, что летчики приняли «слишком поспешное решение». Через восемь лет семьям жертв выплатили компенсации (общая сумма 195 тыс. долларов).
Число погибших: 81 человек.
Причина: сбит во время боя между самолетами НАТО и Ливии.
McDonnell Douglas DC-9 итальянской авиакомпании Itavia разбился 27 июня 1980 года, когда летел из Болоньи в Палермо. Через 50 минут после вылета самолет внезапно упал в Тирренское море.
Расследование этой катастрофы затянулось на многие годы, выдвигались версии о теракте и столкновении с другим самолетом. Однако позднее следователи пришли к выводу, что Douglas случайно сбили во время воздушного боя между самолетами НАТО и ВВС Ливии. А в 2008 году бывший президент Италии Франческо Коссига сообщил, что самолет был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя.
Число погибших: 10 человек.
Причина: сбит самолетом КНР.
Эта катастрофа произошла 23 июля 1954 года. Самолет Douglas C-54 Skymaster гонконгской авиакомпании Cathay Pacific Airways разбился по дороге из Бангкока в Гонконг, трагедия произошла над Южно-Китайским морем у острова Хайнань, погибли 10 из 19 находившихся на борту.
Через несколько дней власти Китая извинились перед Лондоном (Гонконг тогда контролировался Великобританией) и объяснили, что летчики КНР сбили самолет, приняв его за военный борт Китайской Республики (в Китае шла гражданская война).