Киевский режим в очередной раз проявил нежелание соблюдать достигнутые договоренности. Украина саботировала свое участие в масштабной гуманитарной акции, которую инициировала Москва. В последний момент Киев отказался принимать тела погибших украинских солдат и перенес на неопределенный срок обмен военнопленными.
Разговор
Андрей Бинык, пленный военнослужащий ВСУ: «Хочется домой, к семье, к близким, к будущей жене. Но нас не хотят обменивать, Зеленский и Украина отказались от нас».
Похожее чувство сейчас разделяют почти 1200 человек. Именно столько украинских военнопленных Россия готовилась вернуть на родину, как и договаривались в Стамбуле. Второй раунд
Владислав Мельник, военнослужащий ВСУ: «Не ожидал, что так все будет, что все так критически пойдет, что Зеленский просто не сможет помочь хотя бы
Алексей Бошин, военнослужащий ВСУ: «Нам наше командование сказало: мы примем ваши любые решения, если вы сдаетесь в плен, мы вас обменяем в первую очередь. Увы, не в первую. Я в плену четвертый год. Да надежда есть, вера тоже есть, но она тухнет немного».
Пока одни теряются в догадках, почему родина отказывается их принимать, другие пленные, кажется, догадываются о причинах, ведь они — живые свидетели того, какие приказы отдавали их командиры и что происходило в том же мариупольском котле.
Денис Трусевич, пленный военнослужащий ВСУ: «Мне кажется, так долго не меняли именно морскую пехоту, так как я из морской пехоты, потому что нас брали в плен в городе Мариуполе. Произошло очень много, так сказать, нехороших вещей. Мне кажется, уже заканчиваются судебные процессы с нашим высшим командованием, дошли до рядового состава».
Неожиданную паузу с началом обмена пришлось прокомментировать российской переговорной группе. По словам Владимира Мединского, ему непонятно, почему украинцы не выходят на связь, ведь в Стамбуле обо всем договорились подробно. Россия к обмену приготовилась добросовестно, были составлены списки и выделен спецтранспорт.
Владимир Мединский, помощник президента России, глава российской делегации на переговорах с украинской стороной: «Согласно утвержденному в Стамбуле графику, обмены должны были начаться. Наши представители прибыли на границу в пункт обмена. Однако до сих пор, к сожалению, мы не понимаем, почему там нет представителей украинской стороны, нет их делегации, нет списков. Мы еще раз призываем наших украинских переговорщиков строго соблюдать достигнутые договоренности».
Причем такое отношение на Украине не только к живым. Россия на переговорах предложила в одностороннем порядке передать 6 тысяч тел украинских солдат и офицеров. В заранее согласованном месте стоят рефрижераторы с телами погибших украинских военных. На летней жаре эти грузовики не глушат и жгут топливо, чтобы поддерживать необходимую температуру в морозильной камере.
Александр Зорин, начальник управления ГУ Генштаба ВС РФ, представитель делегации России на переговорах в Стамбуле: «На контакт с нами никто не вышел. Акция не состоялась, мы видим заявления украинских СМИ, что акция якобы перенесена на следующую неделю. Ну, что ж, ждем тогда официальных уведомлений по этому вопросу. Мы готовы работать прямо сейчас, потому что тела находятся в непосредственной близости от места обмена. Россия, конечно же, заинтересована в выполнении этой сугубо гуманитарной акции».
Впрочем, такому отношению к павшим можно найти объяснение. С 2023 года украинские власти объявили о выплатах в размере 257 тысяч долларов за каждого погибшего. Если умножить эту цифру на 6 тысяч тел, которые Россия готова передать, получится огромная нагрузка на украинский бюджет.
Артём Дмитрук, депутат Верховной рады Украины: «Лично Зеленский дал приказ не забирать тела украинских погибших военных».
К тому же одновременные и массовые похоронные процессии по всей стране — совсем не та картинка, которую хочется показывать украинским и западным зрителям.
Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ: «Пусть только попробуют не принять! Будут прокляты на многие поколения вперед. Это уже просто за гранью».
Владимир Мединский: «Мы на месте, мы готовы все договоренности выполнить. Призываем: заберите своих солдат, примите военнопленных, больных. Давайте поступать так, как должно поступать людям».
Между тем на украинских телеканалах не молчат. Правда, ничего изящнее, чем банальные обвинения в духе «русские все врут», местные редакции пока не придумали. Украинские официальные лица через
Александр Фомин, заместитель министра обороны РФ: «После возвращения в Москву незамедлительно приступили к подготовке мероприятий по передаче тел погибших и обмену пленными. Заблаговременно довели наши предложения на этот счет до украинской стороны и были готовы начать передачу тел погибших уже на этой неделе. Более того, направили сотрудников российской контактной группы на
В итоге Украина в одностороннем порядке заявила о переносе обмена на следующую неделю. Конкретных дат там пока не называют, при этом некоторым тяжелобольным уже сейчас нужна помощь. В Минобороны РФ причин затягивания сроков обмена так и не поняли. Впрочем, российские официальные представители подтверждают, что готовы выполнить все договоренности, как всегда это делает российская сторона.