После украинских ударов по российской территории было бы глупо ждать каких-то дипломатических прорывов от встречи в Стамбуле. И диверсии на железной дороге с жертвами среди мирных граждан, и другие украинские атаки не просто намекали, а открыто показывали, что Киев снова свернул в сторону эскалации конфликта. Тем не менее встреча в Стамбуле все-таки состоялась. Передавая украинской делегации свой меморандум, Москва как бы давала Киеву еще один шанс, вполне возможно, последний. Российские условия по-прежнему остаются жесткими, но они продиктованы реалиями на земле.
Во дворце Чираган однажды убили султана, другого заточили, потом здание сгорело почти дотла. Одним словом, более перспективного места для переговоров между Россией и Украиной было не найти. За несколько часов до начала встречи турецкие СМИ сообщили, что спецслужбы проверяют дворец на наличие взрывных устройств. Что это — плановая проверка или
Переговоры должны были начаться ровно в 13:00. В 12:55 все были на месте, казалось, что встреча начнется вовремя. Но вовремя она не началась. Владимир Мединский и Рустем Умеров сперва долго разговаривали с глазу на глаз, и только в 14:50 делегации собрались в одном зале. Умеров улыбался в сторону, Мединский поправлял рукава и смотрел в упор. Та же военная форма на половине украинцев, тот же стол буквой «П», будто от слова «пропасть». Двери закрылись, оставшиеся снаружи политологи стали оценивать перспективы прекращения огня.
Хакан Байракчи, политолог, историк, писатель: «Когда в истории заключали мир? Когда одна сторона сильнее, другой приходится идти на уступки. Даже до Христа мир почти всегда заключался именно так».
Известный эксперт турецкого CNN Хакан Байракчи анализировал меморандумы, которыми обменялись стороны.
Хакан Байракчи: «Украина настаивает на своих условиях, Россия тоже настаивает на своих, потому что у нее есть преимущества: Крым принадлежит России, территории на востоке, и Россия продолжает продвигаться».
Наконец, возникло
Рустем Умеров, глава украинской делегации: «Наше предложение — безоговорочное прекращение огня в воздухе, на море и на суше по крайней мере на 30 дней. Мы считаем это основой для начала мирного урегулирования».
Но взамен Киев не предлагает ничего: в его меморандуме, который перед переговорами был слит Reuters, Россия не должна требовать никаких гарантий невступления Украины в НАТО, никто в мире не имеет права признавать новые российские территории российскими.
Хакан Байракчи: «Украина выдвигает такие условия лишь потому, что ее поддерживает Европа».
Тем временем российская делегация вышла к журналистам.
Владимир Мединский, глава российской делегации: «Мы передали наш меморандум, который состоит из двух частей. Первое: как достичь настоящего долгосрочного мира. И вторая часть: какие сделать шаги, чтобы было возможно полноценное прекращение огня, причем во второй части даже есть вариативность».
Вариант первый: Украина выводит войска из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Вариант второй: Украина прекращает мобилизацию, диверсии, отказывается от зарубежных поставок вооружения. И еще несколько таких же четких пунктов. В тот же день посол США в Турции сказал, что терпение Дональда Трампа уже иссякло.
Майкл О’Хенлон, член Совета по оборонной политике при Министерстве обороны США: «Увы, любые обсуждения того, что Трамп теряет терпение, будут интерпретированы в Москве как потеря Трампом интереса к Украине. Есть вероятность что, если Путин просто немного подождет, США перестанут поддерживать Украину и позиция России улучшится».
Соцсети Трампа после переговоров были как никогда молчаливы, а сам он как никогда абстрактен.
Дональд Трамп, президент США: «Есть ли
Зеленский прокомментировал российское предложение взамен перемирия на 30 дней без всяких условий, остановить бои на
Владимир Зеленский: «Это неправда. Они не готовы к прекращению огня. То, о чем они говорят, это не прекращение. Поэтому очень хочется, чтобы наши американские партнеры решительно дожали русских сильными санкциями».
Но ход, который делает в Стамбуле Россия, может оказаться для Украины куда страшнее.
Владимир Мединский: «Мы в одностороннем порядке передаем украинской стороне шесть тысяч замороженных тел погибших. Украинской солдаты и офицеры хранились у нас, мы все, что могли, идентифицировали, провели тесты ДНК».
По некоторым подсчетам, чтобы выплатить обещанные компенсации родственникам, Украине потребуется 94 миллиарда гривен, это 180 миллиардов рублей.
Олег Царёв, бывший депутат Верховной рады Украины IV, V, VI, VII созывов: «Фантастическая сумма денег обещается, если солдат погибнет. Вот здесь акцент на слово „обещается“, потому что на самом деле выплачиваются единицы».
Олег Царёв объясняет, какая ловушка расставлена перед Зеленским.
Олег Царёв: «Здесь важен психологический аспект. Зеленский отрицает, что украинские солдаты погибают в таком количестве. Солдат записывают в пропавших без вести».
Уже известно, что первую партию тел Украина принимать отказывается. Каков же главный итог этого раунда переговоров? Еще один обмен пленными — тяжелоранеными и теми, кто моложе 25 лет, по формуле «всех на всех».
Если прошлый раунд переговоров продолжался чуть меньше двух часов, то этот длился лишь чуть больше часа. Очевидно, что этого недостаточно, чтобы сжечь все ключевые противоречия, но этого вполне хватило, чтобы ожидавшие результатов буквально сгорели под жарким стамбульским солнцем. Что же дальше? На вопрос о том, возможна ли следующая встреча в этом месяце, Мединский с ответом решил не спешить.
Все выпуски программы «Центральное телевидение».