Без предупреждения и торжественных презентаций в США появился документ, который перечеркивает последние 100 лет американской внешней политики. Новая Стратегия национальной безопасности США выглядит как заявление о добровольном сложении с себя полномочий шерифа. Эпоху глобального гегемона, который несет бремя продвижения демократии по всему миру, Трамп объявил ошибочной и поэтому законченной.
Каждый президент США, занимая Овальный кабинет, утверждает свою стратегию национальной безопасности. После окончания холодной войны все они были примерно одинаковые, с небольшими дополнениями. После холодной войны Джордж Буш — старший провозгласил США гарантом мирового порядка и единственной сверхдержавой. Бил Клинтон добавил экспорт демократии и защиту прав человека. После терактов 11 сентября акценты сместились. Теперь для того, чтобы начать войну на другом конце света, достаточно было заявить, что это угроза безопасности. Барак Обама и Джо Байден были сторонниками коллективной безопасности, поэтому делали упор на НАТО. Дональд Трамп же считает, что все они ошиблись и новой стратегией, по сути, разрушает всё, что годами создавали пять его предшественников.
Все крутится вокруг лозунга America first, то есть «Америка прежде всего».
Скотт Риттер,
Европе в американской стратегии вообще досталось больше всех: ущемляют свободу слова, подавляют политическую оппозицию и вообще живут в иллюзиях. Европа из «ближайшего союзника» резко превратилась в «цивилизацию под угрозой стирания». Документ открыто заявляет о намерении США поддерживать в Европе «патриотические» правые партии, чтобы «возродить западную идентичность».
«Изменением курса» американцы называют в первую очередь нормализацию отношений с Россией и решение украинского кризиса. В документе, над которым поработала администрация Байдена, Россия упоминалась 71 раз и почти всегда как «острая угроза». В стратегии Трампа слово «Россия» встречается всего лишь 10 раз и при этом ни разу не называется «противником». Еще одно откровение — расширение НАТО было ошибкой, США это признают.
Но если европейские союзники Штатов удивилась тому, что в ней написано, то азиатские — тому, что там не написано.
Андрей Ланьков, востоковед, профессор университета Кунмин (Южная Корея): «Впервые за пару десятилетий в таком документе не содержатся традиционные мантры о полной, необратимой и проверяемой денуклеаризации Северной Кореи».
Но главной угрозой величию США
Константин Блохин, ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН,
Формально Китай упоминается в доктрине всего 21 раз, но есть целые разделы, где страна не называется, но из контекста ясно, что речь о Поднебесной. Вашингтон мечтает ослабить Пекин экономически.
Скотт Риттер,
Эта стратегия, по сути, будет действовать до конца президентского срока Дональда Трампа, то есть до января 2029 года.
Смотрите выпуски программы «Центральное телевидение» на NTV.RU

