«Разбазаривают»: Татьяна Голикова рассказала НТВ о неэффективных чиновниках

22.09.2013, 19:38

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Как бороться с лоббистами и коррупционерами, которые растаскивают бюджет? Почему громкие дела есть, а посадок нет? Какой ущерб наносят стране неэффективные чиновники? Эксклюзивное интервью с новой главной Счетной палаты Татьяной Голиковой.

Владислав Сурков возвращается в Кремль, Путин назначил его помощником. Эта должность стала вакантной после того, как Госдума, проявив редкостное единодушие, одобрила кандидатуру Татьяны Голиковой на пост председателя Счетной палаты. «Итоговая программа» на НТВ спросила главного контролера, готова ли она дать отпор лоббистам и коррупционерам, растаскивающим бюджет?

Кирилл Поздняков, ведущий НТВ: «Я так понимаю, что теперь первоочередная задача — это бюджет. Вам удалось уже ознакомиться с проектом?»

Татьяна Голикова, глава Счетной палаты: «Я бы хотела в этот раз начать немножко по-другому. Я начну знакомство с бюджетом не с бюджета Минфина, а с того проекта заключения, который подготовила сейчас Счетная палата. Потому что, если я начну смотреть, что пришло из правительства, я встану на сторону, скорее всего, правительства — в силу своего минфиновского прошлого».

Ведущий: «Все-таки есть проблемы с переключением? Вы, как вы сами выразились, раньше были по одну сторону баррикад, теперь по другую. У вас, кстати, какие отношения с главой Минфина, господином Силуановым?»

Татьяна Голикова: «Блестящие. Мы, в общем, в хорошем смысле этого слова друзья, потому что мы начинали вместе, в одном отделе в Министерстве финансов РСФСР. Очень долго, очень много лет мы проработали в одном кабинете, потом чуть-чуть разошлись, но и до сих пор по-прежнему у нас очень хорошие отношения».

Ведущий: «Дружба не помешает непредвзятому взгляду на проблему бюджета?»

Татьяна Голикова: «Я думаю, что нет. Объясню. Дело в том, что Минфин, несмотря на то, что он тоже проверяемый орган, он все-таки наиболее заинтересованный в том, чтобы все было по закону. Возможны профессиональные выводы, которые будут сделаны работниками Счетной палаты по другим направлениям, не по минфиновским».

Ведущий: «За последние годы работы Счетной палаты много громких дел всяких появилось, мы узнали о злоупотреблениях в „Оборонсервисе“, в „Росагролизинге“, злоупотреблениях при подготовке саммита АТЭС. Но, вы знаете, есть такое обывательское мнение: шума много, а посадок нет».

Татьяна Голикова: «Если говорить о Счетной палате, я бы разделила это на две вещи. Первое: я, кажется, об этом уже говорила — я весьма осторожна как финансист отношусь к цифрам. Я никогда не буду подтверждать миллиардные, триллионные, миллионные, какие угодно, объемы нецелевого использования средств или неэффективного — до тех пор, пока я сама в личном качестве не буду убеждена, что это так, что это действительно нужно дальше передавать в правоохранительные органы с целью наказания за совершенные преступления.

Есть вторая сторона этого вопроса. Сейчас в новой редакции закона появилась обязанность правоохранительных органов информировать Счетную палату по тем материалам, которые были направлены Счетной палатой к ним с целью возбуждения уголовных дел. И до этого, как я понимаю, материалы направлялись, но никакие ответы не приходили. Соответственно, не было возможности оценить справедливо или не справедливо».

Ведущий: «Вы знаете, отношение к коррупции иногда приобретает полярные формы. Есть люди, которые требуют ее окончательного и бесповоротного искоренения прямо сейчас, есть и другие люди, которые считают: ну, раз уж нельзя это зло победить, то давайте его узаконим».

Татьяна Голикова: «Начну с конца. Узаконить это точно невозможно. Наоборот, все усилия государства должны быть направлены на то, чтобы найти механизмы, которые бы предотвращали коррупционные проявления».

Ведущий: «Ну а что касается тех, кто требует искоренения коррупции прямо сейчас?»

Татьяна Голикова: «Я думаю, что прямо сейчас это невозможно, хотя все усилия на это направлены. Мне теперь нужно быть активным участником этого процесса, поскольку это контрольный орган, и я думаю, что, конечно, такие механизмы создать можно, в том числе опрозрачивая многие процедуры, которые связаны и с бюджетом. У нас общество просто не понимает, как в этом разобраться. Оно не знает, что стоит за каждой цифрой. Ну и, наверное, все-таки должен быть некий общественный контроль. Но, еще раз говорю: это невозможно сделать быстро».

Ведущий: «Что наносит больший ущерб России — разбазаривание средств или их расхищение?»

Татьяна Голикова: «Если говорить о разбазаривании, то это некое расточительство. А вот хищения — это уже с умыслом, это уже состав УК».

Ведущий: «А если на чаше весов взвесить, то все-таки больше похищают или разбазаривают?»

Татьяна Голикова: «Я думаю, что разбазаривают все-таки».

Интервью с главной Счетной палаты — в видеоматериале НТВ.

Читайте также