• ТВ-Эфир
  • Хит
  • Стиль
  • Право
  • Сериал

Что вам найти?

Найти

Голикова: безнадежный долг перед бюджетом РФ превысил 1 трлн рублей. Эксклюзив НТВ

Голикова: безнадежный долг перед бюджетом РФ превысил 1 трлн рублей. Эксклюзив НТВ

Обсуждение главного финансового документа страны переходит в горячую стадию. Почему бюджет на ближайшую трехлетку называют едва ли не самым трудным в новейшей истории России? Кто неэффективно расходует казенные средства, куда подевался безнадежный к взысканию триллион, и какие регионы не только в долгах, но еще и химичат с ценами на лекарства? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью программе «Поздняков» ответила глава Счетной палаты Татьяна Голикова. НТВ.Ru публикует полную видеоверсию беседы.

16245
5
Поделитесь этой новостью

О возвращении к планированию бюджета на трехлетку

На самом деле трехлетняя перспектива для очень многих отраслей дает хотя бы приблизительный взгляд вперед, то, на что они могут рассчитывать с точки зрения своей инвестиционной составляющей, с точки зрения развития образования, здравоохранения. На какие финансовые ресурсы из государственного бюджета они могут претендовать.

О роли цен на нефть и бюджетном правиле

Правительство уже определилось: 40 долларов за баррель заложены на все три года, и это базовый вариант, он абсолютно нормальный с точки зрения планирования бюджетных расходов. И отчасти целесообразность такого подхода связана с тем, что нам уже нужно двигаться по направлению к новому бюджетному правилу.

Оно всегда будет связано с нефтью, до тех пор, пока наша экономика будет зависеть от нефтегазовых доходов в такой мере, в которой она на сегодняшний день пока еще зависит.

Что же касается 20 долларов, то это стрессовые сценарии, которые должны быть. И само правительство в своих нормативных документах устанавливает, что такие стрессовые сценарии при формировании бюджета на соответствующий период должно разрабатывать.

О неэффективных расходах министерств и ведомств

В основном речь идет о тех ведомствах, которые плохо используют на протяжении не только прошедшего периода 2016 года, но и 2015-го и 2014-го те финансовые ресурсы, которые им предназначались. Я не открою Америки: это традиционно Минкавказ, Минвостокразвитие и одноименные программы.

Очень много проблем с использованием средств в дорожном хозяйстве. Тоже традиционная сфера. Посмотрим, как это будет в 2016 году. Минтранс говорит, что они предприняли все усилия для того, чтобы ситуация предыдущих лет не повторялась. В прошлом году остатки от субсидий, которые предназначались регионам на дорожное строительство, составили более 30 миллиардов рублей.

О сложностях администрирования бюджетных доходов

К сожалению, ситуация за первое полугодие 2016 года выглядит пока еще таким образом, что мы имеем дебиторскую задолженность, то есть неуплаченные платежи по доходам в федеральный бюджет, в объеме чуть более двух триллионов рублей. Конечно, ведомства работают в этом направлении, они пытаются каким-то образом сократить эту задолженность, но это очень тяжелая, очень сложная и, наверное, очень медленная работа.

Это все платежи. Это не только налоги, это любые штрафы, любые неналоговые доходы, но это то, что сегодня администрируется как поступления федерального бюджета. Но больше триллиона рублей, к сожалению, — это, скорее всего, безнадежная к взысканию к задолженность. Это штрафы за нарушение валютного законодательства, за незаконный увод валютной выручки за рубеж. В основном вся эта задолженность образовалась на фирмах-однодневках, которых уже на сегодняшний день не существует.

Об объеме авансовых расходов в рамках государственных контрактов и реализации работ

Мы в рамках государственных контрактов авансируем расходы в достаточно большом объеме. И объем таких авансов у нас на 1 июля — это последние данные — 3,8 триллиона рублей. А объем бюджета — 16 триллионов рублей с небольшим. Четвертая часть. Не все безнадежно из этих авансов. Но как правило, сумма просроченных авансов колеблется от 400 до 600 миллиардов рублей.

Мы за этим активно следим. Там, где мы это выявляем по конкретным объектам, мы, конечно, им направляем эту информацию. Но самый яркий пример — это космодром Восточный. Одним из способов постановки под контроль использования подобного рода ресурсов является казначейское сопровождение государственных контрактов.

О жизненно важных и необходимых лекарственных препаратах

Ситуация с точки зрения закупок в государственном сегменте меняется медленно. По-прежнему 75% — это импортные лекарственные препараты, 25% — отечественные. Но если на федеральном уровне мы наблюдаем достаточно серьезное упорядочивание ценовой процедуры, то на уровне регионов, к сожалению, ситуация выглядит не очень хорошо. Список жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов в регионах используется ненадлежащим образом. То есть не все препараты, которые покупаются в рамках так называемых территориальных программ бесплатного обеспечения граждан медицинской помощью, покупаются по регулируемым ценам. В среднем порядка 30% препаратов, которые закупаются регионами, — это препараты коммерческого сегмента.

Это не во всех регионах. Шесть регионов, мы посчитали, используют только перечень жизненно важных. К ним относятся Москва, Ростовская область, Курская область. Но есть регионы, причем высокодотационные, у которых в этом перечне закупаемых более 40% — это цены по коммерческим сегментам.

О государственном долге субъектов РФ

На 1 сентября это 2,26 трлн рублей. Это без долга муниципальных образований, которые еще составляют порядка 340 миллиардов рублей. Уже два года мы боремся совместно с министерством финансов, Советом Федерации за то, чтобы изменить структуру этой долговой задолженности.

По последним данным, в структуре долга 49% — это бюджетная задолженность, по бюджетным кредитам, и коммерческая задолженность постепенно сокращается. Но так всегда бывает приблизительно до октября. Начиная с октября, начинается движение в сторону заимствований коммерческих.

О количестве так называемых самозанятых россиян на рынке труда

Численность рабочей силы в Российской Федерации — 77,5 млн человек. Численность занятых, то есть за вычетом 4 миллионов безработных, — 73,5 млн человек. Численность занятых в отраслях экономики — 32,6 млн человек, без малого и среднего бизнеса. Еще 1,4 млн — это работающие по совместительству и гражданско-правовым договорам. И отсутствующая в статистике, но присутствующая в экспертных оценках Минэкономразвития цифра занятых в малом и среднем бизнесе — 18 млн человек. Если мы последовательно из 77,5 млн вычтем, то мы получим неформально занятых 21,5 млн человек.

При этом есть оценки Российской академии народного хозяйства и Госслужбы — порядка 30 млн, есть оценки Росстата — 14,5 млн человек. Есть оценки Минэкономразвития — 16,1 млн человек. Это все оценки 2016 года. Но технический счет по данным Росстата нас привел к цифре 21,5 млн.

И о том, почему эту цифру важно знать точно

Принципиально нам очень важно знать, какое количество занятых в неформальном секторе, потому что мы не понимаем, как выстраивать в том числе свою социальную политику, в отношении какого количества граждан. Какому количеству граждан должно помогать государство? Какому количеству граждан должны быть выплачены пособия? Какое количество граждан от имени государства должно быть застраховано в системе обязательного медицинского страхования? Список можно продолжать.

Это показатели, которые влияют на экономику. Это показатели, которые влияют на потенциал рабочей силы в Российской Федерации, на создание соответствующего валового внутреннего продукта.