Эрл Грэй, жасмин, клубника со сливками: что добавляют в ароматизированный чай

09.12.2023, 13:24

Видео программы «Живая еда»

Эрл Грэй, клубника со сливками, манговое суфле — программа «Живая еда» узнала, что добавляют в ароматизированный чай.

Чай с душистыми добавками стал популярен в колониальную эпоху, когда его перевозили морем. В XIX веке путь от Цейлона, Индии или Китая до Британии занимал почти год. Чем веяло от товара, пролежавшего все это время в корабельном трюме, можно только представить.

Иван Соколов, историк: «Чтобы британская аристократия могла не отказывать себе в удовольствии попить чаю, придумали добавлять бергамотовое масло. Аромат цитрусовых масел прекрасно отбивает запах гнили, затхлости и всего остального».

Так, по одной из версий, появился Эрл Грей. Бергамот — это плод искусственно выведенного гибрида, который растет в основном в итальянской провинции Калабрия. Из его кожуры делают то самое эфирное масло, которое передает непередаваемый вкус чаю.

Другой популярный ароматизированный чай — зеленый с жасмином — придумали тоже не от хорошей жизни. В Китае товар перевозили по каналам, он отсыревал. Чтобы отбить запах, в кувшин клали слоями чай и цветы. Все это запечатывали, прогревали, перебирали и повторяли несколько раз.

Сейчас производители применяют ароматизаторы, синтезированные в лаборатории. Аромат в любом случае собирают из составляющих, каждое из которых может иметь запах, далекий от итогового результата.

Александр Скородумов, пищевой технолог: «Натуральные ароматизаторы и синтетические отличаются только способом получения каждого отдельного компонента, а по сути, они являются одним и тем же».

Кстати, может, и сейчас этими добавками скрывают дурно пахнущий брак, как сотни лет назад? Руководитель чайной фирмы Кирилл Душутин доказывает, что нет. Каждый раз он проверяет свежую партию от поставщика. С помощью сита смотрит, много ли чайной пыли.

Кирилл Душутин, президент компании по производству чая: «В данном случае мы видим, что здесь, так как это качественный чай, пыли практически нет, но мы обязательно все равно это все взвесим. И в дальнейшем, если мы будем видеть, что пыли много, то мы обязательно сообщим нашим поставщикам».

Также нужно проверить влажность — если уровень высокий, может развиться плесень. Листья прожариваются в анализаторе. По количеству выходящего пара датчики определяют влажность.

Кирилл Душутин: «Показатель превышает 10%. Внешне он выглядит хорошим. Но влажность не позволяет нам использовать этот чай, соответственно, этот чай придется утилизировать».

Из сырья, которое прошло проверку, создают купажи. Кирилл и технологи соединяют разные сорта чая, добавляют травы, эфирные масла, ягоды. Пропорции контролируют на точных весах. Получается пробная версия. Напиток будет пробовать фокус-группа — потенциальные потребители. Дегустаций может быть больше сотни. Когда рецептура, наконец, утверждена, запускается производство. Цех, где делают Эрл Грей, благоухает цитрусом. Чай поступает в агрегат, похожий на бетономешалку. Туда заливают эфирное масло бергамота, а барабан перемешивает листья, напитывая их ароматом. Остается только упаковать.

Кирилл Душутин: «Мы используем только пищевые масла, естественно, потому что нам очень важно, чтобы они были максимально безопасны для человека».

Тем не менее от чая с добавками есть и пострадавшие. Авторитетный медицинский журнал Lancet однажды опубликовал статью о мужчине, который отравился Эрл Греем. Пациент жаловался на судороги, ухудшение зрения, упадок сил. Что может быть опасного в чае с ароматизатором? Химик-технолог Александр Скородумов помог программе «Живая еда» разобраться с тем, что есть в продаже.

Первый образец — зеленый чай со вкусом мангового суфле. Цена — 120 рублей за 20 пирамидок. Сам чай крупно- и среднелистовой, хорошего качества. А белые шарики — мальтодекстрин, углевод, на котором держится ароматизатор. О лишних калориях можно не переживать — количество вещества крошечное. Зато оно позволяет вкусу и запаху раскрываться постепенно, так как растворяется медленно.

Александр Скородумов: «Раньше вообще использовали сахарные частицы, тоже на них были нанесены ароматизаторы. И когда их заваривали, то чай был сначала ароматный, а потом через 2–3 минуты уже там ничего не оставалось».

Во вкусе все же чувствуется легкая сладость из-за мальтодекстрина, и этот привкус понравится не всем.

Следующий образец — черный чай «Какао-трюфель» из специализированного магазина. 25 граммов стоят 224 рубля. В составе настоящие какао-бобы, но, вообще-то, в таком виде яркого вкуса и запаха они не имеют. Об ароматизаторе информации на упаковке нет. Но эксперт уверен — тут не все чисто.

Александр Скородумов: «Он ароматизирован явно какими-то ароматическими смесями или маслами, потому что здесь сверху есть, так скажем, жировая пленка. И нет ощущения вообще никакого шоколада. Листы рваные, это не очень высокого качества чай».

Может, чай с натуральной календулой и листьями мяты оправдает ожидания? Стоит недорого — 131 рубль за 50 граммов.

Александр Скородумов: «Очень мягкий вкус. Вот из этих трех он заварен как будто другой водой, а это на самом деле за счет именно мяты и календулы».

Этот настой показался эксперту очень вкусным.

Следующий образец — черный чай, обработанный соком имбиря, 650 рублей за 130 граммов. Сразу вопросы к упаковке. Из-за негерметичной пробки и прозрачного стекла чай под действием света и воздуха будет терять вкус и пользу. Качество листьев не самое высокое. Но вкус неплох.

В целом, мы видим, что некоторые производители все-таки продают второсортный чай подороже с помощью душистых добавок. Но ничего опасного в составе нет. Чем же отравился пациент, о котором написали в медицинском журнале? Оказалось, он пил до четырех литров Эрл Грея в день и получил опасную дозу вещества бергаптена, которое есть в эфирном масле. Когда больной сократил потребление до литра в сутки, все прошло.

В ароматном чае, впрочем, бывает и другая опасность. Ягодные и другие горячие напитки из кафе нередко содержат чудовищно большие дозы сахара! «Живая еда» решила провести проверку и закупила три образца облепихового чая из сетевых заведений. Меньше всего сахара оказалось в самом дорогом варианте. В порции объемом 400 миллилитров — почти четыре чайных ложки. Примерно столько же в образце из самой бюджетной кофейни. А вот чай средней цены явно пересластили — в порции объемом 450 миллилитров почти шесть чайных ложек с горкой.

Итог таков: в простом чистом чае много пользы. В нем куча антиоксидантов, защищающих наши клетки от разрушения. Свежие исследования говорят о том, что любой чай помогает профилактике рака, диабета, артрита и сердечно-сосудистых болезней. А варианты с ароматизаторами — натуральными или синтетическими — это просто новые впечатления. Если нравится — пейте. Журналисты честно искали, какие там могут скрываться опасности, и ничего толком не нашли.

Все выпуски программы «Живая еда».

Читайте также