Соленые кусочки: как делают рыбные пресервы и есть ли в них польза

11.11.2023, 13:25

Видео программы «Живая еда»

Супермаркеты предлагают массу вариантов рыбных закусок, селедку в разных заливках, хоть в горчичной, хоть в винной, скумбрию с луком. Покупатели задаются вопросом: а не вредно ли? Как делаются пресервы, что туда добавляют, полезна ли вообще рыба, утопленная в соусах?

Шеф-повар Сергей Малаховский много путешествует и везде находит вдохновение. В одной из поездок по северу России он попробовал мясо с вяленой форелью, поэкспериментировал с селедкой, получилось тоже интересно.

Сергей Малаховский, повар: «Хочу привести в пример самое знаменитое итальянское блюдо виттело тоннато. Одно из моих самых любимых блюд. Это телятина под соусом из тунца. Что может быть лучше? Карельское жаркое напоминает мне виттело тоннато, хоть и подается горячим».

На дно формы укладывается бекон, тонко нарезанные лепестки картофеля и маринованные огурцы, в свинину заворачиваются ломтики соленой сельди. По мнению повара, сочетание рыбы с мясом — вовсе не экзотика.

Сергей Малаховский: «Сибиряки, готовя свои пельмени, практически всегда добавляют 10% к мясному фаршу щучьего филе, либо филе сазана. Рыба не чувствуется, но она настолько толкает наверх вкус мяса, что поразительно, пельмени становятся каким-то праздником».

Сергей щедро поливает блюдо соусом из сметаны, яиц, зелени и чеснока.

Сергей Малаховский: «Обозначаю каждый рулетик торчащей картофелиной, здесь нужно взять покрупнее лепесточки, чтобы они при запекании в духовке подгорели и обозначили, как флажок».

Дегустацию блюда провела семья Ломановых. Удалось распознать почти все, но вкус селедки заметил только один человек, остальные распробовали рыбные нотки лишь после подсказки.

Чаще всего мы покупаем сельдь уже разрезанной на кусочки. Она продается в пластиковых или стеклянных банках, это и есть пресервы. От консервов отличаются отсутствием термической обработки, вместо этого рыбе дают созреть в рассоле. Технологий существует несколько. Например, иногда добавляют ферменты, их задача — ускорить химические реакции и превратить просто сырую рыбу в мягкую и нежную. В процессе могут участвовать и микроорганизмы, например молочнокислые бактерии.

Марс Хайруллин, и. о. декана факультета экономики и управления МГУТУ имени К. Г. Разумовского, технолог общественного питания: «В посоленную рыбу вносятся специальные микроорганизмы, которые начинают ее кушать, тем самым формируя ее нежную структуру, то есть это не дикие микроорганизмы, это специальные культуры, которые выращиваются для различных пищевых производств».

По сути, микроорганизмы уже слегка переваривают селедку за нас, поэтому, как говорят исследования, в таком виде она даже усваивается чуть лучше. Кроме того, наличие в подобных продуктах пробиотиков — «добрых» бактерий — полезно для всего пищеварения и иммунитета. Сама рыба, как известно, особенно жирная морская, как селедка, отличный источник полиненасыщенных жирных кислот и витаминов.

Как бы ни были хороши пресервы, к ним часто возникают претензии. В упаковках нередко находят большое количество бактерий, которые могут привести к пищевым отравлениям. Пищевой технолог Марс Хайруллин пытался разобраться, как выбрать качественные пресервы.

Марс Хайруллин: «Один из образцов в очень дешевой упаковке, в процессе осмотра я его несколько раз перевернул и почувствовал запах масла с характерным рыбным оттенком. Это говорит о том, что упаковка недостаточно герметична».

Стеклянная банка надежнее, чем пластиковая, но и цена из-за нее выше. Еще один образец разочаровал своей неаккуратностью — нарезка неровная, укладки нет.

Марс Хайруллин: «Кусочки просто интенсивно бултыхаются в рассоле, естественно, они друг с другом контактируют. Не стоит удивляться, что здесь есть отделившиеся волокна, неравномерная нарезка».

Состав у всех образцов примерно одинаковый: рыба, масло, соль, а также пищевые добавки. Их непонятные и оттого пугающие названия эксперт расшифровал.

Марс Хайруллин: «Лактоза, декстроза. Это сахара, которые добавляются в продукт, чтобы происходила ферментация. Регуляторы кислотности нужны, чтобы продукт как можно дольше сохранялся в целости и сохранности и не подвергался порче. Сорбат калия, бензоат натрия — это обычные консерванты, нужно понимать, что в этой банке их находится минимальное количество. Глутамат натрия, которым сегодня тоже никого не удивить, это обычный усилитель вкуса».

Ничто из этого не опасно. Если говорить о качестве, то образец из негерметичной упаковки есть не стоит.

Марс Хайруллин: «Как только я открыл упаковку, в нос мне ударил запах масла, которое очень ярко пахнет рыбой, но вместе с этим присутствует запах легкой кислинки. Это говорит о том, что в процессе хранения рыбка уже начала подбраживать, существует кисло-масляное брожение, которое дает такой запах. Безусловно, это не есть хорошо».

Кислый запах имели и еще два образца. Насторожить должен и сильный аромат специй, вдруг он что-то прячет? Впрочем, самое страшное не увидишь и не почувствуешь. Ботулизм чаще всего скрывается в грибных или овощных домашних заготовках, но и сообщения об отравлениях заводской селедкой тоже встречаются. Этим бактериям нужна безвоздушная среда, и если она есть, плюс при производстве нарушили технологию, допустив попадание спор, то в продукте разовьется невидимый и неразличимый на вкус и запах токсин, который смертельно опасен. В 2021 году в России от ботулизма погибли 22 человека. Первые признаки — сухость во рту и туман в глазах.

Владимир Никифоров, профессор, доктор медицинских наук, главный специалист по инфекционным болезням ФМБА России: «Палка ботулизма по взаимодействию с окружающими не паразит, а хищник. Ей нужен труп. Она должна убить, потому что в живом она расти не может, она должна создать себе среду обитания. Поэтому по времени вперед посылается токсин, который убивает хозяина, создает среду обитания, а дальше уже в трупном материале возбудитель начинает резвиться по полной программе».

Яд действует так: чтобы мышца сократилась, она должна получить сигнал. Передает его ацетилхолин. В нервном окончании образуется пузырек с этим веществом и потом лопается. Так ацетилхолин добирается до мышечной клетки, там попадает на рецептор и вызывает сокращение. Ботулотоксин нарушает этот механизм.

Владимир Никифоров: «Представьте, что вы пускаете мыльные пузыри, они прилипают к стене лопаются, это нормально. А ботулизм превратит пузырь в пинг-понговый шарик. Вы бросите его в стену, он отскочит. Вот то, что сделал ботулизм».

Вот что происходит в клетке: ацетилхолин есть, пузырек есть, клетка жива, но не совсем здорова, передать импульс она не может. Когда эти проблемы доходят до дыхательных мышц, человек может умереть, поэтому при первых признаках ботулизма нужна срочная госпитализация. К счастью, селедка промышленного производства совсем редко бывает источником этой беды, но отравиться можно и по другим причинам.

Ферментированный продукт уже частично переварен бактериями, в некоторых национальных вариантах эта обработка может быть прямо ну очень основательной. Примером может служить один из скандинавских рыбных деликатесов. Сюрстремминг (шведская квашеная сельдь) пахнет так, как будто испортился лет 40 назад. Похожий запах издает подгузник, который лежал неделю. Сырую сельдь оставляют минимум на полгода, пока не забродит. Изобрели сюрстремминг в XVI веке, когда во время войны возник дефицит соли, а рыбу запасать было нужно. При хранении в определенных условиях она закисала, но не портилась. Шведы привыкли к этому вкусу, вздутые банки там реально продаются в супермаркетах. Продукт имеет сладковатый вкус, напомнивший о дуриане — тропическом приторном фрукте с ужасным запахом.

Ферментация как способ заготовки рыбы активно применялась и в древней Японии. Именно так родились суши в их первоначальном виде (кое-где это делают и сейчас). Карася потрошат, солят, оборачивают в полиэтилен и кладут под пресс. Через три месяца рыбу промывают и обжаривают в японском самогоне, потом обкладывают вареным рисом и оставляют заквашиваться еще на столько же. Воняет страшно, вкус поймут не все.

Использовать свежую рыбу в суши стали сравнительно недавно, когда отпала необходимость запасать продукты без холодильников. Именно в современном виде блюдо распространилось по миру и понравилось людям в разных странах. В наши дни тоже придумывают экстравагантные пресервы, например из медуз. Технологию удаления из них всего вредного и невкусного разработали ученые из Ростова-на-Дону. В Азовском море растет соленость, поэтому становится больше медуз, которых хотелось бы как-то использовать. В Азии таким продуктом уже никого не удивишь.

У обывателя пресервы прежде всего ассоциируются с селедкой, ко вкусу которой нередко есть претензии — например, часто она слишком соленая. Что будет, если исчезнет соль? Хлоргексидином можно выключить рецепторы на соленое. Это обычный, очень распространенный антисептик, у которого есть странное побочное действие — он выключает рецепторы соленого. Нужно прополоскать им рот и после этого пробовать обычную магазинную селедку.

Алексей Умрюхин, заведующий кафедрой нормальной физиологии Сеченовского университета, доктор медицинских наук: «Образное сравнение: в оркестре есть разные инструменты, когда слишком громкое начинают играть басовые, начинают бить литавры, они заглушают скрипки. Так может происходить с солью, нежные инструменты заглушаются. Такого же эффекта можно добиться, если вымачивать селедку в молоке, удаляя оттуда соль. Наверное, стоит это делать, потому что без соли гораздо вкуснее».

В пресервах в самом деле зачастую очень много соли. Лабораторное исследование продукции популярных марок «Меридиан», «Океан», «Vici», «Русское море» и собственного производства торговой сети «Магнит» показало, что во всех образцах содержалось около 2% соли, причем только в самой сельди, без рассола. В среднем в банке около 200–250 граммов рыбы. Если съесть всю за раз, есть риск превысить рекомендуемый суточный максимум. По данным ВОЗ, это 5 граммов, то есть одна чайная ложка. Перебор приводит к развитию гипертонии с последующим инсультом, проблемам с почками, ожирению и даже раку желудка, так что увлекаться не стоит.

Столько соли добавляют, чтобы рыба дольше хранилась. Проверка не выявила нарушений по микробиологии, к верхней границе приблизился, но не преодолел ее, только образец марки «Меридиан». Чтобы избежать отравления, лучше выбирать пресервы в качественной герметичной упаковке и следить за сроками годности, ни в коем случае не покупать вздутые банки, если только это не шведский сюрстремминг.

Пресервы в любом виде лучше всего есть понемногу, потому что там много соли, да и калорий тоже, особенно если брать в масляной или майонезной заливке. Самый диетический вариант — винный рассол. Алкоголя, кстати, в нем нет, только уксус, которого стоит избегать, если имеются проблемы с желудком. Это полезная еда, в ней есть омега-3, но селедка и другие подобные закуски ценны прежде всего своим вкусом, который позволяет получать нам удовольствие от жизни, а это важный плюс, когда речь идет о правильном питании.

Все выпуски программы «Живая еда».

Читайте также