«Капитан Зарубин» освобождает пленников льда

25.03.2011, 17:00

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Несмотря на усталость, петербургский ледокол круглосуточно спасает суда, застрявшие в Финском заливе.

Атомный ледокол «Вайгач» будет работать в акватории Финского залива до 31 марта. Его аренда продлена в связи с тяжелейшей ледовой обстановкой.

92 судна до сих пор ожидают помощи проводников. В спасательных операциях, кроме «Вайгача», задействованы еще 14 дизельных ледоколов. Съемочная группа НТВ побывала на борту одного из них в самый разгар непогоды.

Репортаж корреспондента НТВ Дмитрия Павлова.

Ледокол «Капитан Зарубин», приближаясь к акватории морского порта, снижает ход, но все равно легкие удары по корпусу чувствуются. Прямо по курсу — ледяные глыбы. На малых оборотах ледокол спешит на помощь теплолюбивым судам. Для танкеров и сухогрузов шуга — непреодолимое препятствие.

Второй помощник капитана Виталий Бордюк сложившуюся ситуацию объясняет с помощью штурманской карты. Лед к петербургским берегам Финского залива несет с открытой Балтики западный ветер.

Виталий Бордюк, штурман ледокола «Капитан Зарубин»: «Как в карман набивает лед и поэтому здесь тяжело. Мы ждем восточных ветров. Восточными ветрами сжатие снимается, освобождаются каналы, фарватер, залив. И становится легче».

Льда принесло столько, что двухнедельная мартовская оттепель с ним не справилась. Экипажи застрявших судов по прежнему маются от безделья, команды ледоколов валяться с ног от усталости.

Освобождение из ледового плена — работа почти ювелирная. Чтобы вывести судно на чистую воду, ледоколу необходимо почти вплотную подойти к зажатому льдинами борту. Работы хватает: помощи требуют десятки танкеров и сухогрузов. Одни разбросаны по всему Финскому заливу, другие застряли прямо у причала.

Собрать в один караван несколько судов и вести их за собой, пробивая путь в открытое море сквозь метровые балтийские льды. Это основная задача «Капитана Зарубина» и еще 13 таких же ледоколов. В заснеженном поле, в которое превратился залив, они четвертый месяц прокладывают тропинки. Не только общественные, но и персональные.

Дмитрий Белков, старший помощник капитана ледокола «Капитан Зарубин»: «Проблематичное судно, маломощное, маленькое. Ему нужен персональный ледокол. Иначе его не вывести. Приходиться и на буксир брать».

Капитаны борются в море с последствиями нынешней зимы и задумываются, что делать в следующем сезоне. 14 дизельных ледоколов, что есть в распоряжении Северо-западного филиала Росморпорта, явно не хватает. На подмогу даже вызвали атомоход «Вайгач» из Мурманска.

Олег Кудрявцев, главный государственный инспектор контроля ледокольных операций: «Минтранс говорит: „Вот вам еще «Вайгач». Хватило Вам?“ Мы говорим: „Чуть-чуть не хватило. Потому что у нас застряли еще 62 судна. Значит мало“».

Если не обновлять плавсостав, петербургский порт может оказаться в ледовой блокаде. Почти все ледоколы — предпенсионного возраста: им скоро будет 35. Самому пожилому уже 51 год. В любой момент спецсуда могут выйти из строя. Если «Вайгач» будет занят, ломать лед в Финском заливе будет просто нечем.

Геннадий Мельник, заместитель директора Северо-западного филиала ФГУП «Росморпорт»: «Даже когда пришел атомный ледокол „Вайгач“, он в одно мгновение не исправил ситуацию. Пока ветер не стих, ситуация была напряженной. Сейчас ветер стих, полегчало».

Даже если сегодня уже начать строить новый ледокол, на это уйдет года три, заявляют специалисты. Петербургу нужно как минимум четыре новых судна ледового класса. А значит в ближайшие годы направляющимся в Финский залив транспортам придется уповать на теплые зимы.

Читайте также