Кто подставил Дональда Трампа в преддверии выборов-2020

15.09.2019, 20:33

Видео программы «Итоги недели»

Предвыборная президентская гонка в США фактически началась. Трампу вспомнят все, включая гостеприимный прием Лаврова в Овальном кабинете и желание встретиться с Путиным. Забудут тоже все: и вывод комиссии Мюллера об отсутствии сговора с русскими, и бешеный поток антироссийских санкций. В списке — красный Ким с новыми бомбами, проваленная революция в Венесуэле, объявленная победа над халифатом, которой не было, невывод войск из Афганистана и Сирии, выход из ядерной сделки с Ираном. Что удивительно: говорить все эти жесткие слова ему советовал один и тот же человек — Джон Болтон.

Судя по всему, перед выборами именно иранский вопрос стал последней каплей. Даже Трамп понял, что война с Ираном Овальный кабинет для него закроет навсегда. Правда ли, что все это — предвыборный арт-обстрел или с увольнением Болтона появился шанс, что все может будет по-другому?

Для Трампа сейчас самая большая проблема — в том, что он не дипломат. Он хотел бы им быть, он жаждал громких внешнеполитических сделок, особенно накануне выборов, искал дельцов, но с договорами и договорщиками все не ладилось. Президент решил, что дело в советнике по нацбезопасности Болтоне и уволил его в один твит.

Трамп сам не без ошибок и перегибов, мягко говоря, но такие кадры, как Болтон, решали все за Трампа. Президент припомнил советнику все: и Ирак (при помощи Болтона страну начали бомбить), и Иран (после выхода США из ядерной сделки и сбитого американского дрона чуть не начали), и Венесуэлу (Трамп поддержал идею Болтона с управляемым извне госпереворотом), но результата, которым можно было бы козырнуть перед избирателем или хотя бы в ООН, не получил.

Болтон точно не собирался ладить в трамповском смысле с Россией, он последовательно выводил США из всех договоров по вооружениям. Даже любимый проект президента — денуклеаризацию Северной Кореи и дружбу с Ким Чен Ыном — Джон Болтон тоже похоронил, когда уже казалось, что мира и лада не избежать.

Дональд Трамп, президент США: «Когда он заговорил о ливийском сценарии для Ким Чен Ына, это было неправильно! Просто посмотрите, что случилось с Каддафи. Не стоило ему делать таких заявлений. Это только отбросило нас назад».

Человек-война, которого боялись во всем мире, наворотит дел во внешней политике, разбомбит и введет войска всюду, куда сможет дотянуться, — он начал ломать саму машину принятия американских внешнеполитических решений изнутри. Никто, кроме Трампа, не сделал бы Болтона советником по нацбезопасности. Но и сам президент — это тоже слон в посудной лавке. Если у бывшего министра обороны Джима Мэттиса был позывной «Хаос», то Болтона и Трампа стоило бы назвать «Торнадо» и «Ураганом» соответственно. Дипломатия — не их игра.

Подковерной дипломатией для Трампа на Украине занимался адвокат президента Руди Джулиани. Сейчас Конгресс собирается расследовать и этот «сговор». Якобы имеет место давление на украинского президента Зеленского, от которого Трамп требует компромат на Джо Байдена — вероятно, основного своего соперника от демократов.

Заявление глав трех комитетов Конгресса США: «Президент и его личный адвокат Руди Джулиани, по всей видимости, действуя в обход законной правоприменительной практики и дипломатических каналов, вынуждают украинское правительство под видом борьбы с коррупцией инициировать два политически мотивированных расследования».

Одно расследование — якобы в отношении украинских граждан, которые дали показания на экс-главу предвыборного штаба Трампа Манафорта по поводу его работы на Украине. Второе касается работы сына Байдена в газовой компании Burisma и увольнения украинского генпрокурора, который начал вести в отношении американца антикоррупционное расследование.

Попутно в юридическом комитете Конгресса снова зазвучало страшное слово «импичмент». Конгрессмены пока не проголосовали за него — принята лишь резолюция об очередном расследовании, цель которой понять, есть ли состав преступления и статьи, за нарушение которых Трампу можно было объявить вотум недоверия, но в новостях об этом сообщали с тревожными интонациями.

Джерролд Надлер, глава юридического комитета палаты представителей Конгресса США: «Кто-то называет это изучением вопроса об импичменте, кто-то называет это расследованием дела об импичменте. В юридическом смысле между этими определениями нет никакой разницы, и я больше не собираюсь спорить о терминологии».

Конгресс, особенно его нижняя палата, после отпусков вообще всерьез взялся за старое. Одно из предложений — создать рабочую группу, которая занималась бы анализом вредоносного влияния Москвы и противодействием ему. А демократ-конгрессмен Стивен Линч пишет письма госсекретарю Помпео с требованием объяснить, почему второй пакет санкций по делу Скрипалей приняли так поздно (почти год спустя после положенной даты), и почему он в итоге оказался столь беззубым (запрещен лишь экспорт оборонных технологий и займы со стороны МВФ).

Трамп уже перестал публично отвечать на обвинения в связях с Россией. Но избежать этого совсем в ближайшее время не удастся: 25 октября должны освободить и сразу депортировать Марию Бутину. В то же время горсовет Сан-Франциско признал Национальную стрелковую ассоциацию местной террористической организацией. Ассоциация (в ней состоит и Бутина) — крупнейший донор Республиканской партии и несмотря на постоянные массовые расстрелы людей не очень-то стремится ужесточать правила владения оружием.

Республиканская партия страхуется и отменяет праймериз в тех штатах, где о борьбе с Трампом заявили однопартийцы. Сам же президент не выглядит обеспокоенным — занят подготовкой выступления на Генассамблее ООН. Выигранные республиканцами выборы в Северной Каролине в Белом доме назвали референдумом о доверии Трампу.

Читайте также