Почему аварийная посадка SSJ-100 обернулась катастрофой

06.05.2019, 16:26

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

Сотни человек в аэропорту Шереметьево наблюдали за катастрофической посадкой самолета Sukhoi Superjet 100, который летел из Москвы в Мурманск, через полчаса вернулся в аэропорт и при приземлении загорелся. Снятые на смартфоны видео облетели весь Интернет. Жертвами этой трагедии стал 41 человек, девять с травмами попали в больницы.

Немало информации содержат кадры, запечатлевшие, как самолет после первого контакта с взлетно-посадочной полосой вновь подскакивает и отрывается от земли. Пилоты называют такую ситуацию «козлением» и считают ее крайне опасной. Известны случаи, когда после подобных прыжков по ВПП разрушались, опрокидывались и дотла сгорали абсолютно исправные машины.

Такие отскоки — или «козление», если придерживаться профессионального жаргона, — возникают при неправильно выбранных горизонтальной или вертикальной скоростях посадки, иногда при сильных порывах ветра. Дело усугубляется тем, что летчики в этот момент порой инстинктивно и резко прижимают самолет к земле, что лишь увеличивает силу второго удара. Сейчас нельзя сказать наверняка, как действовали пилоты SSJ-100, но видно, что у лайнера сломались стойки шасси, обтекатели двигателей юзом пошли по бетону, появился сноп искр, баки, залитые керосином под завязку, вспыхнули.

Посадка считается самым опасным моментом полета. Пилотам, конечно, помогает современная авионика, но как раз у рейса №1492 с этим были проблемы. Есть сообщения об ударе молнии уже на первых минутах полета, после чего у экипажа пропала устойчивая радиосвязь с землей, да и многие бортовые системы якобы вырубило. Летчики приняли единственно правильное решение — возвращаться. Конечно, у современных лайнеров есть защита от молний, и в 99% случаев ее хватает.

Оба черных ящика найдены, вопрос в том, удастся ли расшифровать полетные данные. Как правило, самописцы устанавливают в хвостовой части самолета, которая считается чуть более безопасной. Но именно в этом случае SSJ-100 от крыльев до киля выгорел полностью.

После пожара уцелела носовая часть. Все выжившие в салоне находились именно на первых рядах — от кабины пилотов до линии закрылков. Все, что находилось позади, было объято пламенем и дымом еще до того, как самолет остановился. Погибший бортпроводник, согласно некоторым показаниям очевидцев, все же пытался организовать эвакуацию людей из аварийных выходов, расположенных ближе к хвостовой части лайнера, но безрезультатно.

В Интернете появилась петиция с требованием приостановить эксплуатацию Sukhoi Superjet 100. У некоторых летчиков и ряда компаний, закупивших эти воздушные суда, были нарекания, в частности, говорили о перебоях с поставками запчастей. Но Минтранс пока не нашел оснований для запрета полетов SSJ-100.

Есть вопросы и к оперативности наземных служб аэропорта Шереметьево. Если борт заходит на аварийную посадку, то вдоль полосы уже должны быть выстроены пожарные машины и кареты скорой помощи. Но их не было. Тушение лайнера началось через 1,5–2 минуты после катастрофы.

О самом вопиющем нарушении сообщали очевидцы. По их словам, некоторые пассажиры начали спасать свой багаж, что привело к толчее, и помешало спасти людей из хвостовой части салона. На кадрах эвакуации в самом деле на надувном трапе можно разглядеть одного человека с чемоданом. Сейчас трудно сказать, было ли это явление массовым и какую роль оно сыграло в этой трагедии, а также будет ли кто-либо наказан. Следствие обещает во всем разобраться.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также