Лагерь смерти: во время шторма на Сямозере школьники попрощались друг с другом

25.06.2016, 19:28

Видеосюжет: Константин Панюшкин (@kpanushkin)
Видео программы «Центральное телевидение»

Становятся известны новые подробности гибели 14 школьников в Карелии. После откровений тех, кому удалось выжить в шторме на Сямозере, очевидно, что всему виной не роковое стечение обстоятельств. Случившееся больше похоже на непреднамеренное, но все же убийство. 12-летних Амалию, Севу, Максима, Арину и еще 10 школьников просто обрекли на смерть, которая, как выясняется, была намного мучительней, чем представлялось на первый взгляд.

Дети, вопреки домыслам, были в спасательных жилетах, которые удержали их на плаву, когда волны высотой в два-три метра перевернули каноэ. Доплыть до берега некоторые были просто не в состоянии, так как в первые же минуты они покалечились от ударов о те самые каноэ, а потом об острые камни. Судмедэксперты выяснили, что только двое детей погибли от того, что захлебнулись, остальные много часов подряд умирали в ледяной воде от переохлаждения и тяжелых травм. Саше чудом удалось выжить, он уже дома, в Подмосковье, но шторм его не отпускает.

Саша: «Мне позвонил отец одного из умерших детей, спросил, что с Владиком? Я ему: вам не сказали? Крепитесь, родители, но Владика больше нет».

Чужие родители звонят 13-летнему мальчику в надежде услышать, что на самом деле спасатели ошиблись, и что их дети живы и сейчас где-то, на островах.

Анна, мама школьницы: «Я им кричала, что везде бардак, они тоже напутали! Я говорила, что поеду, так как хочу увидеть все своими глазами, вдруг она там где-нибудь…»

Анна сомневалась, отправлять ли 12-летнюю Амалию в экстремальный лагерь, но девочка уже грезила ночевками в спальнике и посиделками у костра. Последний раз дочь звонила накануне похода. Про СМС от МЧС она маме не рассказала, хотя наверняка получила предупреждение. В сообщении говорилось: «МЧС предупреждает: 17 июня 2016 года в большинстве районов республики ожидаются ливни порывы ветра 15–20 метров в секунду». Спустя неделю уже несложно составить список взрослых, которые могли бы, но не спасли детей.

Охранник: «Пришло СМС, МЧС предупреждало о сильном ветре и волне. Я показываю: куда ты детей отправляешь, предупреждение от МЧС. А он мне прямо в лицо сказал, что ему пофиг».

Охранник вспоминает разговор с замом директора лагеря Вадимом Виноградовым. А ведь это уже не первый сплав в шторм на его памяти. Кто-то теперь говорит в оправдание, что тихое озеро не предвещало беды, но ведь даже отчаянные рыбаки в те дни держали на приколе свои баркасы.

Кроме трех лодок с 47 детьми и четырьмя вожатыми-студентами, в субботу вечером на воде не было никого. На каноэ в шторм, когда волны поднимаются до 2 метров, детей отправили на остров. Спасшийся 12-летний Дима вспоминает, как отплывали.

Дима: «Кто-то из девочек сказал, что вожатые наши получили штормовое предупреждение от МЧС на три дня. И мне сказали, что в воду уже не пойдут, а пойдут пешком. Но потом приехал Вадим и сказал, что нужно выходить в воду».

Когда стало штормить, парень не испугался, ведь он с 7 лет занимается плаванием…

Дима: «Болтались каноэ, как аттракцион. Мы думали, что это в программу входит».

А когда волны затопили узкие лодки и вожатые уже едва держали их на плаву, школьники повели себя так, как не каждому мужчине под силу.

Дима: «Мы попрощались с Артёмом, попросили друг у друга прощения. Потом Данила, мы и с ним попрощались. Я хотел, чтобы нас с Артёмом и Данилой на один остров куда-нибудь закинуло, чтобы я им как-нибудь помог, но они все-таки умерли».

В то время, как мальчики и девочки шли на верную смерть, прекрасно осознавая, что ждет их через мгновение, единственный взрослый в злополучном походе, Вадим Виноградов, причалил со своей группой к ближайшему берегу.

Саша: «Вадим дал указание: мы пока разбиваем здесь лагерь, связи с каноэ мы не имеем. Позвонил в администрацию лагеря, лагерь тоже не имел связи».

О том, что 3 десятка детей из последних сил цепляются за жизнь где-то в озере, администрация то ли не догадывалась, то ли держала в тайне. В воскресенье Николай и Наталья Столяровы, хозяева турбазы на берегу Сямозера, проснулись от звонка директора лагеря Елены Решетовой, которая спокойно сообщила, что дети не отвечают на телефоны. Лукавила она, или правда не понимала, что убила ребят?

Как передает корреспондент Константин Панюшкин, рыбаки и егеря спасли 11 жизней, но никто бы и не хватился школьников, если бы не Димина сестра-двойняшка Юля. Именно она добралась до берега, направилась в деревню и сообщила обо всем. Дима считает, что его сестра чудом проплыла в шторм несколько километров до берега.

Дима: «Она сказала, она плыла изо всех сил, видела стоявшую на берегу бабушка, которая ей говорила: ты сильная ты справишься».

Саша: «Она старалась спасти детей, она взяла мальчика в воде живого. Она просто дотащила ребенка на берег, ребенок ей сказал „спасибо“ и умер».

Дима: «Я ей говорил, что она не виновата, что она всех спасла, что мы бы все умерли, если бы не она. А она все равно говорит себе, что она виновата».

Вот уже неделя прошла после трагедии, а кроме девочки Юли никто виноватым себя не считает.

Дима: «Мальчик Всеволод когда тонул, звонил в МЧС и просил о помощи, сказал, что мы тонем. В МЧС ему ответили: хватит, мальчик, шутить. И бросили трубку. И он утонул».

Едва ли те, кто в роковой вечер проигнорировали мольбу о помощи гибнущего ребенка, теперь так же ловко найдут слова оправдания перед его отцом. Мама Амалии готовилась встречать загорелую и отдохнувшую дочь, а вместо того на днях с ней простилась. Над могилой Амалии, как и над могилами еще 12 детей, будет стоять одна и также дата — 17 июня. Это день, когда они могли остаться в живых.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также