Немецкие хранилища переполнены, и теперь картошку раздают бесплатно. Как страна борется с последствиями рекордного урожая? Марина Пименова копнула глубже.
Всем, у кого есть дача, знакома история, когда
В местных СМИ происходящее уже окрестили «картофельным потопом». Самая мощная волна захлестнула Берлин, который наводнили объявления о бесплатном картофеле. Мешки, пакеты, сумки, ведра, тележки, велосипедные корзины — в ход идет все, в чем можно унести картофель, который стал в прямом смысле «фри». Картошку уже передали столовым для бездомных, детским садам, школам, церквям. Часть забрал берлинский зоопарк, чтобы переработать на корм, но и ему столько не надо. Эксперты сходятся в том, что за такой переизбыток надо благодарить погоду. А еще нужно учитывать немецкую педантичность, потому что большая часть продукция, выражаясь экономическим языком, законтрактована.
Татьяна Губина, руководитель аппарата Картофельного союза:
Самое интересное, что в этих контрактах фиксируется ассортимент продукции, периоды поставки и, соответственно, цены. Их плановая экономика привела к тому, что у них большая часть продукции планово расписана, в том числе по ценам. Поэтому те остатки, которые природа дала возможность собрать, они не влияют на общее ценообразование, но давят на самого фермера.
В истории с бесплатной немецкой картошкой встает вопрос. Зачем раздавать? Почему его нельзя
Илья Березнюк, управляющий партнер Agro and Food communications:
Отправлять его на экспорт, хотя ЕС славится достаточно большими объемами экспортируемого картофеля, не имеет особо никакого экономического смысла. С учетом того, что цены обвалились настолько… Если раньше приемлемая цена была порядка 300 евро за тонну, то она обвалилась до 75. Доставка картофеля до порта или до иных точек погрузки, сортировка, калибровка и прочее — они по себестоимости выйдут гораздо выше, чем фермер заработает. В этом нет никакого
смысла.
Допустим, не получается отправить на экспорт, но тогда, возможно, картошку стоит сберечь на будущее?
Илья Березнюк, управляющий партнер Agro and Food communications:
Такие объемы, какие в Евросоюзе в этом году сложилисьиз-за погодных условий…Во-первых , просто такого количества овощехранилищ и картофельных хранилищ просто нет.Во-вторых , зачем хранить такие объемы с учетом того, что черезкакое-то время сроки годности все равно подойдут к уже непотребному виду этого картофеля?
В отношении картошки немцы — можно сказать, европейские белорусы: они и едят ее больше всех в Европе, и производят тоже среди европейских стран больше всего. Даже в обычные годы, не говоря о такой аномалии как в этом году. Картошка для немцев — продукт настолько народный, что даже Ангела Меркель в ходе предвыборной кампании делилась рецептом своего фирменного картофельного супа.

