3D-печать появилась еще в 80-х в США — машина выкладывала слой за слоем разогретый пластик и создавала нужную форму. Постепенно так научились делать всё более тонкие вещи, спектр материалов сильно расширился — и теперь уже говорят о целой индустрии аддитивных технологий — от слова add (добавлять) — в том смысле, что раньше от заготовки отсекали лишнее (а это пустая трата материала), а теперь только «добавляют» исключительно нужное. В итоге появились, например, строительные принтеры — которые создают необычную архитектуру. В Швейцарии так возвели 30-метровую башню, а в Татарстане -самое большое подобное здание в России — сельский общественно-культурный центр.
Любые формы теперь подвластны дизайнерам. И именно строительные принтеры наверняка выручат нас при колонизации других планет, куда не завезешь целую бригаду. А опыты по формованию лунной пыли уже проводятся на Земле. Печатать нужные детали и узлы оказалось удобно и на самых разных производствах — из стекла, керамики, металла. Ученые из Петербургского морского технического университета еще в 2019-м показали немаленький судовой гребной винт, выполненный методом прямого лазерного выращивания — его вес (и расход металла) за счет внутренних полостей удалось снизить на 25 процентов без потери прочности. Дефицитные запчасти теперь тоже могут скопировать (практически «отксерить») по заказу клиента.
Во время пандемии 3D-печать и вовсе спасала жизни: в больницу итальянской Брешии не могли доставить клапаны для аппаратов искусственного дыхания, но их удалось сделать на месте. Объемные принтеры появились и в школах, и во многих домах, ведь их цена за 10
лет снизилась почти в 3 раза и начинается уже от 9 тысяч рублей, а размеры совсем небольшие — высота самого маленького устройства — всего 4 см. Возможность производить при помощи аддитивных технологий что-то уникальное (и этим ценное в наш век безликой
массовой штамповки) позволила многим построить бизнес и начать производить музыкальные инструменты, обувь, ортезы и кучу всего для стоматологии. Подключилась и пищевая индустрия — оказалось очень удобно печатать, например, десерты.
Очень перспективное медицинское направление — печать органов и тканей. В Израиле так изготовили первое бьющееся мини-сердце. А в России — образец почки и имплантат хряща гортани. Пока это прототипы. Но есть и успешные практические применения: с помощью биопринтинга врачи уже восстанавливали костные дефекты черепа. А во Франции женщине, потерявшей нос из-за опухоли, врачи напечатали новый орган. Сначала пересадили его на руку, чтобы проросли сосуды, а затем на лицо. Проблем еще много, но их решают.
Смотрите выпуски программы «Чудо техники» на NTV.RU