Автосалон не захотел возвращать деньги за ржавый автомобиль и теперь должен покупателю в 50 раз больше. Потребительский экстремизм или борьба за свои права?
Потенциальный миллионер Иван Демешин из Рязани вытащил «счастливый билет», когда купил новый автомобиль в салоне.
Иван Демешин: «Долго копили деньги на него и купили, но радость была недолгой: через месяц я обнаружил уже первые дефекты лакокрасочного покрытия: это подтеки ржавчины
Продавец дефект исправил по гарантии, машину перекрасили дважды за год, но ржавчина возвращалась снова и снова. Согласно закону, покупатель может требовать замены товара ненадлежащего качества или возврата денег. Иван решил, что такая машина ему не нужна.
Иван Демешин: «Я потребовал вернуть деньги за автомобиль, потому что я имею право, повторяющийся дефект. Они сразу же мне сказали, что вам отказываем и судиться с нами бесполезно, у нас везде связи».
Если товар ненадлежащего качества, получить деньги можно согласно стоимости на момент обращения. Иван нашел адвоката, сделал экспертизу и подал иск в суд. Но не в родной Рязани, а в Петербурге.
Станислав Сазонов, юрист покупателя: «Суд происходил в Петербурге, потому что закон о защите прав потребителей позволяет подавать иски по месту временного проживания».
Ответчик удивился такой географии.
Александра Вдовина, адвокат автосалона: «Основанием для обращения в суд послужило свидетельство о временной регистрации потребителя на территории
За подлог документов заведено уголовное дело на неустановленное лицо. Адвокаты автосалона считают, что это основание для пересмотра решения суда.
Иван Демешин: «Я обратился в Петербурге в суд, заведомо зная, что связи в автосалоне в Рязани серьезные. В Рязани бы я суд не выиграл 100 процентов».
Суд в Северной столице взыскал с рязанского автосалона сумму в 20 раз больше стоимости автомобиля. В момент покупки машина стоила больше миллиона, а к судебному заседанию подорожала еще на миллион. Суд начислил неустойку отдельно и на цену покупки, и на разницу с текущей ценой. Взыскал штраф — 50 процентов и с неустойки, и с цены машины. А еще моральная компенсация, услуги юриста, и другие расходы. Всего больше 21 миллиона. Решение суда не отменили ни в апелляции, ни в кассации, а Верховный суд отказался пересматривать дело.
Марина Шмелёва, адвокат, профессор, д. ю. н. : «Также, что представляется интересным в указанных решениях, что неустойка была начислена на убытки, хотя убытки являются самостоятельной разновидностью ответственности».
Автосалон платить не спешит, а за каждый день просрочки от 22 миллионов капает 1% пени.
Иван Демешин: «Сейчас, на данный момент, автосалон мне должен порядка 55 миллионов».
Марина Шмелёва, адвокат, профессор, д. ю. н. : «На самом деле найти грань между злоупотреблением и защитой прав потребителя непросто на практике, однако это возможно. Искать ее должен же, конечно же, суд».
Три суда решили, что истец правом не злоупотребил. Но автосалон их решение так и не исполнил. Поэтому Иван подал в суд новый иск — о банкротстве автосалона. Его юрист уверен, что
Станислав Сазонов, юрист покупателя: «Почти вся Рязань покупает машины там. Соответственно, почти вся Рязань может остаться без машин. Потому что на период банкротства все сделки за три года будут оспариваться».
Иван Демешин: «Если получу выигрыш, я хотел бы купить новый автомобиль. Я, когда подавал в суд, не рассчитывал на эти деньги, я рассчитывал на справедливость».
Смотрите выпуски программы «Главная дорога» на NTV.RU

