Ученые «Росатома» готовятся тестировать прототип нового плазменного двигателя. По их словам, устройство способно увеличить мощность космических аппаратов. Специалисты уже приступили к монтажу экспериментального образца.
Специалисты научного института «Росатома» в Троицке сделали еще один большой шаг навстречу Красной планете. Прорыв в технологиях позволит миллионы километров, разделяющие Землю и Марс, превратить в один месяц полета.
Прототип плазменного двигателя нужно будет закрепить у основания вакуумной платформы. Далее будут всевозможные испытания.
Топливо — любой газ. Под воздействием высокого напряжения он переходит в состояние плазмы. И эта плазма создает мощную тягу, двигая корабль с постоянным ускорением. Речь идет об импульсе 100 километров в секунду. Но эти (пока расчетные) данные нужно еще проверить, для этого в Троицке собирают вакуумную камеру, в которой можно имитировать условия межзвездного пространства.
Алексей Воронов, первый заместитель генерального директора по науке Троицкого института инновационных и термоядерных исследований: «Двигателя с такими характеристиками еще не создавалось в мире, этот образец на переднем крае науки».
Причем 30 дней до Марса — это завышенный показатель, убеждены физики. В теории можно и быстрее.
Андрей Козлов, главный научный сотрудник Института прикладной математики им. Келдыша:
«Это абсолютно новая конструкция обладает просто колоссальными возможностями. По сравнению с тем, что сделано до сих пор».
Как это должно работать? Корабль выводят на орбиту классическим способом. Затем подключается компактный атомный реактор и плазменный движок. И так как в космосе вакуум, там нет сопротивления, корабль постоянно разгоняется. Получается, чем больше расстояние — тем больше ускорение. Вопрос в другом: когда начать тормозить, чтобы не пролететь мимо Марса и какие будут перегрузки у космонавтов? Но и тут ученые все рассчитали. Полпути — разгон, полпути — торможение.
Андрей Козлов: «Это комфортные условия для космонавтов, они будут лететь по сути при искусственной гравитации».
По поводу нехватки топлива для такого дальнего полета переживать не нужно. Преимущество плазменного двигателя не только в скорости.
Андрей Козлов: «Более ста километров в секунду. Это примерно в сто раз больше скорости существующих ракетных двигателей. В сто раз меньше соответственно потребуется топлива. А топливом является любой газ».
Значит, заправиться на обратный путь можно уже на Марсе. Так что, если оставить за скобками расчеты астрономической сложности, остается один неопровержимый факт: полет на Красную планету может стать реальностью, причем уже в ближайшие годы.
Все, что нужно сейчас, — это собрать передовые разработки в единую космическую миссию до Марса.
Алексей Воронов: «Эти программы запланированы в нацпроекте „Атом“ до 2030 года. Параллельно ведутся работы над созданием самого этого космического аппарата, то есть все запараллелено, мы идем в соответствии с верхнеуровневым планом».
Пока ученые в Троицке будут тестировать все гипотезы. По плану, вакуумную камеру для испытаний нового плазменного двигателя должны запустить уже в этом году.