Хорошая новость пришла из новосибирского серпентария. В местном центре по добыче змеиного яда готовят к выпуску уникальный гель от отеков, воспалений и ушибов. Благодаря российским специалистам смертельно опасные кобры, щитомордники и гадюки приносят пользу человеку.
Коллектив в серпентарии подобрался дружный и нетоксичный, чего нельзя сказать об обстановке, ведь на несколько сотрудников приходится 800 ядовитых змей. В основном это гадюки разных видов, но есть и щитомордник, и крайне ядовитая кобра моноклевая.
Новосибирский серпентарий — единственный в России производитель яда в промышленных объемах. Его получают методом дойки (так называется сравнительно честный способ отъема вещества, накопленного змеей для охоты). Гадюку деликатно фиксируют в области шеи, чтобы не повредить хрупкие косточки, после чего она атакует ядоприемник.
Игорь Титов, главный герпетолог сибирского серпентария: «Зубы воткнулись, это фактически естественный укус, который она совершает в природе».
После дойки вещество охлаждается, очищается, сушится и идет на экспорт (наши яды ценятся за границей), но часть используется в собственном производстве. В серпентарии разрабатываются рецепты лечебных гелей. Яд гадюки применяют от болей в мышцах и суставах, щитомордника — в качестве венотоника.
Андрей Муратов, сотрудник производства серпентария: «Там много всего, я прямо рецепт вам не буду говорить, там большое количество составляющих, самый главный — это, конечно, яд».
Новых обитателей сюда привозят весной и осенью змееловы, также серпентарий разводит их самостоятельно, молодь выпускают и в природу. Сами герпетологи зачастую увлечены змеями, держат их дома и видят в этом еще и практическую пользу.
Сурен Смбатян, герпетолог сибирского серпентария: «На данный момент много видов, которые просто сохранились, они могли исчезнуть из природы. Были случаи, когда в природе их не осталось, а в домах они есть. И есть случаи, что их просто стали разводить, выпускать, восстанавливать».
В Красноярске хобби одного энтузиаста выросло в клуб единомышленников, любителей экзотики — змей, ящериц и пауков. Вечером после работы они спешат в двухэтажную студию и ухаживают за многочисленными животными, обустраивают террариумы, проводят экскурсии школьникам. За рептилиями всегда интересно наблюдать, но ответных знаков внимания ждать не стоит.
Софья Пиппаринен, биолог, энтузиаст студии природного дизайна: «Змея радости не чувствует никакую от хозяина, то есть эмпатии у них нет, они могут просто воспринимать человека только как поставщика еды, змеи человека просто могут терпеть».
Еще накануне года Змеи спрос на рептилий резко вырос. По логике покупателей, это оригинальный подарок, много места не требует, не шумит и редко ест. И это правда, но это не все. Чтобы питомец долго жил и не болел, ему нужны особое питание, свет, тепло и вентиляция, комфортный террариум, а в перспективе и ветеринар узкой специализации. Словом, змея, конечно, не подарок, а мы в ответе за тех, кого решили пригреть.

