• ТВ-Эфир
  • Стиль
  • Право
  • Сериал

    Что вам найти?

    Найти

    «За» и «против» исторических названий

    «За» и «против» исторических названий

    Накануне в СМИ просочилась информация о переименовании старейшего вокзала столицы — Ленинградского. Это событие всколыхнуло общественное мнение.

    1044
    0
    Поделитесь этой новостью

    Накануне в СМИ просочилась информация о переименовании старейшего вокзала столицы — Ленинградского — в Николаевский. Пресс-служба РЖД впрочем, вскоре это опровергла, пояснив, что окончательное решение не принято и пока идет дискуссия на эту тему.

    Дискутировать и вправду есть о чем. Помимо Ленинградского вокзала, с которого ездят в Санкт-Петербург, на железных дорогах есть и другие исторические отметины. Например, в центре Екатеринбурга расположен вокзал Свердловск.

    Сторонников и противников возвращения к корням выслушал корреспондент НТВ Сергей Морозов.

    Переименования в России всегда были делом революционным. Сначала большевики переписали все ценное на своих лидеров, а потом в 90-е была затеяна большая ревизия.

    Современные коммунисты особенно защищают «ленинские» угодья. Поэтому, когда речь зашла о Ленинградском вокзале, они пригрозили властям народным бунтом.

    Правда, на самом вокзале сегодня было тихо. А блиц-опрос показал, что люди не готовы идти на баррикады ради какого-либо имени.

    Женщина: «Возвращение старины — это всегда хорошо».
    Молодой человек: «А почему нет? Он был изначально Николаевским».
    Женщина: «Да ради Бога! Лишь бы поезда ездили».

    Любопытно, что большевики размашисто переименовывали все, что хотели, без обсуждений. А теперь они сами история, причем нескольких поколений — и их не тронь.

    Можно было бы просто заменить буквы и написать «Николаевский вокзал», но все-таки в этом вокзале еще очень много Ленинградского. Внутри до сих пор стоит бюст Ленина, отделка — узнаваемо советская. И хотя снаружи вокзал выглядит дореволюционным, венчает-то его советская звезда.

    Что вырублено топором, нелегко исправить пером. И бюрократия не успевала привести в порядок все, что напутал большевистский порыв. Например, станция Орджоникидзеград так до сих пор и стоит, хотя еще в 1943 году город снова переименовали в Бежицу, а потом объединили с Брянском. Или взять город Екатеринбург. Нет такой станции, есть станция Свердловск, которая и вписана в расписании.

    Прохожий: «К Свердлову я немножко негативно отношусь. Я за то, чтобы переименовать и станцию, и область».
    Мужчина: «С детства как бы в Свердловске живу, а здесь — Екатеринбург. Для меня без разницы».
    Девушка: «Мне кажется, не стоит переименовывать. Не знаю, история что ли…»

    Если местные гордятся своим тайным знанием, то приезжие легко могут опоздать на поезд, потому что ищут не ту станцию. Так бывало в Нижнем Новгороде — станция Горький.

    Большевики как взяли вокзалы в 1917 году, так и держат их. А чтобы вернуть станции прежнее имя, понадобятся межведомственные согласования. Так что Ленин еще покрасуется на станции, с которой он был связан только как пассажир.

    Владимир Мединский, депутат Госдумы РФ, фракция «Единая Россия»: «Николаевский вокзал никакого отношения к строительству советских железных дорог не имеет. Это один из первых вокзалов Российской империи.

    Он назван двояко. С одной стороны, в честь святого Николая, покровителя странников. А с другой стороны, с намеком на Николая I, который был главным мотором развития отечественных железных дорог».

    В РЖД не отрицают, что ведут консультации о возвращении вокзалам исторических имен.

    Владимир Якунин, президент ОАО «Российские железные дороги»: «Я хочу подчеркнуть, что это просто в рамках той политики, которая проводится сегодня РЖД. Историзм, преемственность, никакой вакханалии. Мы просто считаем, что это правильно делать».

    Единственный сильный аргумент сторонников Ленинградского вокзала, это то, что слово «Ленинград» неизменно ассоциируется с блокадой, а значит священно. Но город-то переименовали, возражают им оппоненты.