Случайно сбитые: как гражданские самолеты гибнут из-за ошибок военных
«Великой трагедией и непростительной ошибкой» назвали иранские власти крушение украинского Boeing 737 под Тегераном. Это далеко не единственный подобный случай в новейшей истории. Как и почему военные сбивают гражданские самолеты? И кто отвечает за такие авиакатастрофы?
Иран и украинский Boeing 737 под Тегераном
Число погибших: 176 человек.
Причина: сбит иранской системой ПВО.
Самолет «Международных авиалиний Украины» 8 января потерпел крушение через несколько минут после вылета из аэропорта Тегерана. Жертвами катастрофы стали все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа — граждане Украины, Афганистана, Германии, Ирана, Канады, а также подданные Великобритании и Швеции.
Изначально власти говорили, что речь может идти о технической неисправности и возгорании двигателя. Однако 11 января в Тегеране признали, что силы ПВО сбили лайнер по ошибке. Boeing 737 приняли за вражескую цель, так как его маршрут проходил в непосредственной близости от «важного военного объекта». Удар по самолету нанесли в условиях повышенной боевой готовности, в которую иранскую армию привели из-за противостояния с США после убийства американцами генерала Касема Сулеймани. В тот момент иранские ПВО ждали силового ответа от Вашингтона на нанесенные несколькими часами ранее ракетные удары Ирана по американской военным базам в Ираке. Ранее президент США Дональд Трамп грозил нанести удары по 52 целям в Иране, если Тегеран осмелится мстить за смерть Сулеймани.
Рассказывая о случившемся, командующий Воздушно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции, бригадный генерал Амир Али Хаджизаде сообщил, что система ПВО Ирана приняла украинский борт за крылатую ракету, находящуюся на расстоянии 19 километров. В этот момент, по словам генерала, произошел сбой в системе связи, времени на принятие решения у оператора почти не было — всего 10 секунд, и он сделал «плохой выбор». Не слагая с иранских военных ответственности за трагедию, Хаджизаде подчеркнул, что случившееся — это «цена американских злодеяний в регионе».
США и иранский A300 над Персидским заливом
Число жертв: 290 человек.
Причина: сбит ракетой с американского крейсера Vincennes.
Эта трагедия произошла 3 июля 1988 года и стала самой крупной авиакатастрофой в истории Ирана. Тогда Airbus авиакомпании Iran Air, который летел по маршруту Тегеран — Бендер-Аббас — Дубай, был сбит американской ракетой.
В Вашингтоне заявили, что военные приняли гражданский борт за военный F-14 иранских ВВС, отметив при этом, что действия экипажа были «оправданной обороной» (незадолго до катастрофы в Персидском заливе самолет иракских ВВС атаковал американский фрегат, после чего военным разрешили стрелять по потенциально опасным целям). В Тегеране же обвинили США в преднамеренном акте агрессии и заявили, что Vincennes сознательно сбил A300.
Только в 1996 году власти США и Ирана смогли достичь согласия в Международном суде ООН. Вашингтон согласился выплатить семьям погибших компенсацию в 131,8 млн долларов и признал катастрофу «ужасной человеческой трагедией», а Тегеран отказался от дальнейших претензий к США. При этом американские власти так и не признали свою юридическую ответственность за катастрофу. Командир крейсера Vincennes позднее был награжден орденом за успешную службу.
СССР и корейский Boeing 747 над Сахалином
Число погибших: 269 человек.
Причина: сбит советским Су-15.
Трагедия с рейсом 007 произошла в ночь на 1 сентября 1983 года над Сахалином, на очередном витке холодной войны. Советский истребитель сбил Boeing 747 авиакомпании Korean Air Lines, летевший по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул. Лайнер по неизвестной причине серьезно отклонился от намеченного курса и вместо того, чтобы лететь над нейтральными водами Тихого океана, нарушил воздушное пространство СССР, где его приняли за американский самолет-разведчик. В числе погибших был член Палаты представителей США Ларри Макдональд.
Вашингтон и Сеул практически сразу обвинили Москву в убийстве мирных людей. СССР отказался брать на себя ответственность и выплачивать компенсации семьям погибших. Официальная позиция Москвы заключалась в том, что трагедия стала результатом провокации со стороны США, которые якобы хотели проверить боеготовность советской ПВО или спровоцировать военные действия.
Генерал Анатолий Корнуков, который отдал приказ сбить самолет-нарушитель, не был никак награжден или наказан. Тем не менее в декабре 1990 года во время визита президента Южной Кореи в Москву президент СССР Михаил Горбачев принес официальные извинения корейской стороне за катастрофу рейса 007.
Похожий случай произошел 20 апреля 1978 года. Тогда южнокорейский Boeing 707, летевший по маршруту Париж — Анкоридж — Сеул, отклонился от курса и оказался над Кольским полуостровом. Самолет, который тоже был сбит истребителем Су-15, сел на лед озера Корпиярви в Карелии. В катастрофе погибли два человека, 107 пассажиров и членов экипажа выжили. Тогда Советский Союз не только не извинился за инцидент, но и выставил Южной Корее счет в 10 тыс. долларов за содержание пассажиров в СССР.
Украина и российский Ту-154 над Чёрным морем
Число погибших: 78 человек.
Причина: сбит ракетой во время украинских учений.
4 октября 2001 года с радаров неожиданно пропал российский Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Лайнер рухнул в Чёрное море, а все находившиеся на борту — 66 пассажиров и 12 членов экипажа — погибли.
Как оказалось, в лайнер попала ракета С-200 ПВО Украины, которую запустили во время военных учений в Крыму. Через несколько дней украинские власти извинились перед родными погибших, а министр обороны и еще несколько высокопоставленных военных были отправлены в отставку. В 2003 году Украина согласилась выплатить семьям жертв компенсации (200 тыс. долларов на каждого погибшего) и назвала катастрофу «ужасной человеческой трагедией».
Компенсации ущерба попыталась добиться и авиакомпания «Сибирь», которой принадлежал самолет. В 2004-м она подала против Министерства обороны и Госказначейства Украины иск более чем на 15 миллионов долларов. Но Хозяйственный суд Киева компании отказал, сославшись на Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз. Там решили, что украинская ракета не могла сбить пассажирский самолет.
Юридически свою ответственность за авиакатастрофу украинская сторона так и не признала, заключив с Россией и Израилем договор об урегулировании претензий.
СССР и советский Ту-104 под Красноярском
Число погибших: 84 человека.
Причина: сбит ракетой во время учений.
Похожая катастрофа произошла 30 июня 1962 года с Ту-104 «Аэрофлота», который летел из Иркутска в Омск. Лайнер рухнул в Берёзовском районе Красноярского края.
Как выяснила специальная комиссия, виновниками трагедии стали военные одной из частей ПВО, которая находилась в районе Маганска. Они проводили учебные пуски зенитных ракет, одна из которых перенацелилась на гражданский борт.
Малайзийский Boeing 777 над Донбассом
Число погибших: 298 человек.
Причина: сбит ЗРК «Бук».
Малайзийский Boeing 777, вылетевший из Амстердама в Куала-Лумпур, 17 июля 2014 года, разбился в Донецкой области в разгар боев между ВСУ и непризнанными республиками Донбасса.
Для расследования случившегося была создана Совместная следственная группа (ССГ), в которую входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. В 2018 году ССГ выпустила промежуточный доклад, в нем говорилось, что Boeing был сбит ЗРК «Бук», который доставили из России в зону конфликта в Донбассе, а потом вернули обратно. Однако в Москве расследование ССГ назвали предвзятым и не учитывающим данные российской стороны, а все обвинения — голословными. В Минобороны РФ заявляли, что сбившая рейс МН17 ракета принадлежала Украине. Кроме того, в Москве указали на то, что Киев, несмотря на боевые действия, не стал закрывать небо над Донбассом для международных пассажирских рейсов.
Компенсации родным погибших выплатила авиакомпания. А семьи жертв катастрофы подали иски против Украины, России, Малайзии и Malaysia Airlines. Расследование продолжается до сих пор.
Израиль и ливийский Boeing 727 над Синайским полуостровом
Число погибших: 108 пассажиров.
Причина: сбит израильской авиацией.
Boeing 727 авиакомпании Libyan Arab Airlines, который следовал по маршруту Триполи — Бахрейн, потерпел катастрофу 21 февраля 1973 года. Самолет разбился, пытаясь совершить экстренную посадку в пустыне Синайского полуострова. Выжили только второй пилот и 4 пассажира.
Срочно садиться лайнеру пришлось из-за того, что он попал в песчаную бурю, отклонился от курса и был атакован израильскими истребителями, поднятыми на перехват. Пилоты гражданского и военных самолетов просто не поняли друг друга — летчики Libyan Arab Airlines подумали, что к ним приблизились истребители ВВС Египта, а израильские военные предположили, что лайнер угнан террористами, и получили приказ открыть огонь на поражение.
Изначально Израиль отрицал свою вину, однако позднее объявил, что трагедия произошла из-за «ошибки в оценке ситуации», и согласился выплатить компенсации семьям погибших.
Болгария и израильский L-049 под Петричем
Число погибших: 58 человек.
Причина: сбит ВВС Болгарии.
Трагедия близ болгарского города Петрич произошла 27 июля 1955 года, но до сих пор остается крупнейшей в истории израильской авиации. Lockheed L-049 израильской авиакомпании El Al, который летел из Вены в Тель-Авив, из-за грозы отклонился от курса и был перехвачен двумя МиГ-15 болгарских ВВС. Истребители попытались приземлить авиалайнер, а потом подумали, что самолет пытается уйти от преследования и открыли огонь.
Позднее Болгария официально извинилась перед Израилем и признала, что летчики приняли «слишком поспешное решение». Через восемь лет семьям жертв выплатили компенсации (общая сумма — 195 тыс. долларов).
Франция и итальянский DC-9 над Тирренским морем
Число погибших: 81 человек.
Причина: сбит во время боя между самолетами НАТО и Ливии.
McDonnell Douglas DC-9 итальянской авиакомпании Itavia разбился 27 июня 1980 года, когда летел из Болоньи в Палермо. Через 50 минут после вылета самолет внезапно упал в Тирренское море.
Расследование этой катастрофы затянулось на многие годы, выдвигались версии о теракте и столкновении с другим самолетом. Однако позднее следователи пришли к выводу, что Douglas случайно сбили во время воздушного боя между самолетами НАТО и ВВС Ливии. А в 2008 году бывший президент Италии Франческо Коссига сообщил, что самолет был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя.
Китай и гонконгский C-54 над Южно-Китайским морем
Число погибших: 10 человек.
Причина: сбит самолетом КНР.
Эта катастрофа произошла 23 июля 1954 года. Самолет Douglas C-54 Skymaster гонконгской авиакомпании Cathay Pacific Airways разбился по дороге из Бангкока в Гонконг, трагедия произошла над Южно-Китайским морем у острова Хайнань, погибли 10 из 19 находившихся на борту.
Через несколько дней власти Китая извинились перед Лондоном (Гонконг тогда контролировался Великобританией) и объяснили, что летчики КНР сбили самолет, приняв его за военный борт Китайской Республики (в Китае шла гражданская война).
Читайте также
СТАТЬЯ
Идеальный шторм: «Милтон» сеет хаос на американской предвыборной поляне
СТАТЬЯ
«Хезболла»: обезглавлена, но не побеждена
СТАТЬЯ
Запад меняет курс по вопросу Украины
СТАТЬЯ
Как «пейджерная атака» в Ливане изменит мир
СТАТЬЯ
ИИ на линии фронта
СТАТЬЯ
Украина в бегах: дезертиры и общество спасаются от войны
СТАТЬЯ
Первый шаг к человеку-невидимке: ученые сделали ткани прозрачными с помощью пищевого красителя
СТАТЬЯ
Зеленский тасует колоду: кто ушел и кто остался?
СТАТЬЯ
Китай захватывает мировые авторынки
СТАТЬЯ
«Паляница»: геймченджер или влажные фантазии?
СТАТЬЯ
Авто без обязательств: как устроен рынок покатушек с липового профиля
СТАТЬЯ
Бессмысленная атака: западные СМИ — о заходе ВСУ в Курскую область