В России стремительно сокращается число операционных медсестер. Регионам не хватает около 70 тысяч таких специалистов. Молодые медики в профессию не идут, а опытные просто увольняются. Особенно удручающая ситуация в сельской местности и небольших городах.
Они приходят первыми, а уходят последними. Вся слава, как правило, достается врачам, а им, кроме коллег, редко кто скажет спасибо. Ведь пациент их, скорее всего, даже не увидит. Операционная сестра — это тень хирурга и продолжение его руки.
Александр Ельцин, заведующий отделением детской спортивной травматологии и артроскопический хирургии НМИЦ травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова: «Мы не тратим время на разговоры, на просьбы, что нужно подать . Операционная сестра видит, что мы делаем, подает в руку то, что нужно, и все. Поэтому и операция длится 40 минут, а не полтора часа».
Наталья в профессии уже 17 лет. Подготовить стол, пациента, инструменты — все это нужно сделать еще до того, как хирург возьмется за скальпель. И на этом работа, по сути, ведь только начинается.
Наталья Сахарова, операционная медсестра отделения детской спортивной травматологии и артроскопической хирургии НМИЦ травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова: «Шесть операций в день, которые длятся от часа до восьми часов. И все это время — ты неотрывно находишься за операционным столом».
У медсестры еще и свой отдельный стол. Широкий арсенал инструментов — это наглядное отражение многозадачности незаменимых помощников хирурга.
Дмитрий Солодухин, операционный медбрат отделения ортопедии взрослых НМИЦ травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова: «Одних только элеваторов больше 30 видов. Это специальные инструменты для отрыва и разведения тканей».
В России почти полтора миллиона медицинских сестер, каждый сотый житель страны. Но операционных из них — не более 30 тысяч, а это всего 2 (!) процента от общего числа. И это на все больницы страны. Москва и
Юлия Агапова, директор по профессиональному развитию Ассоциации медицинских сестер России: «Кадровый дефицит есть, об том говорит и Минздрав. У нас очень высокий средний возраст медсестер — не происходило полное замещение сестринских поколений одно другим. А молодежь уходит, потому что затраты эмоциональные и физические, к сожалению, не покрываются той ситуацией социальной, которая есть на сегодняшний день. Это очень недооцененный непоказанный труд».
Причем «недооцененный» и в буквальном смысле. Проще говоря, годами работать в непростом режиме, получая за это не самую высокую зарплату, готовы далеко не все.
Юлия Агапова: «Зарплата медсестры может быть меньше 50 тысяч а может быть и более 100 — в зависимости от огромного количества факторов. И самое главное — когда мы говорим про средний уровнь зарплаты, мы не спрашиваем у человека, а сколько часов он отработал».
Два года назад в нижегородской больнице имени Семашко столкнулись с дефицитом сестер.Первым делом там повысили зарплату, и проблему удалось решить.
Сергей Богданов, исполняющий обязанности директора ГБУЗ НО НОКБ им. Н. А. Семашко: «Мы ее подняли до 90 тысяч рублей в месяц. Сейчас — с учетом операций — до 160. К нам приходят работать сестры из частных центров».
Получается, что финансовый фактор сейчас чуть ли не определяющий, но при этом далеко не единственный. Общежития, соцпакеты, льготы, повышение квалификации и четкие карьерные перспективы — все это тоже нужно учитывать, чтобы поднять престиж профессии и привлекать молодежь, особенно в регионах.
Светлана Рубцова, старшая сестра операционной блока Челябинской областной детской клинической больницы: «Нет такого, как раньше, когда нам было интересно. Сейчас молодежь совсем другая. Они в первую очередь спрашивают, сколько тут платят».
Правда, пока поколения в этой сфере сменяются не так быстро, как в других. Татьяна стала медсестрой в Центре
Татьяна Чанаях, реанимационная сестра НМИЦ
Многие рассматривают эту позицию еще и как трамплин: приходя на сестринскую ставку, набираются опыта перед тем, как получить диплом врача. Поэтому клиники активно сотрудничают с колледжами, чтобы компенсировать отток кадров.
Елена Голухова, директор НМИЦ
Судя по данным статистики, в целом по стране не хватает порядка 70 тысяч медсестер. Особо острая нехватка — в сельских больницах и поликлиниках. Так что, работа предстоит комплексная, на всех уровнях. Главное — сформировать такие условия работы, чтобы сестры понимали: они — не обслуживающий персонал. Ведь профессиональная забота нужна не только пациентам.

