В канун 82-й годовщины полного снятия блокады Ленинграда мы вспоминаем работу нотариусов. Они выполняли важнейшую работу удостоверяли документы, без которых была невозможна эвакуация, оформление страховки или наследства.
Неотложных бумажных дел с началом войны и блокады стало в разы больше. Отправка детей за пределы города требовала наличия у каждого копии свидетельства о рождении. Вернуться после войны в родной Ленинград без этого было невозможно.
Уходя на фронт, отправляясь в эвакуацию, ленинградцы оставляли соседям имущество, оформляя это. Смерть разгуливала здесь на правах хозяйки, но копия свидетельства о смерти помогала спасти семью умершего.
Татьяна Блоштейн, сотрудница Ленинградской государственной нотариальной конторы с 1941 по 1945 гг: «Очередь в те времена на Невском, 44 стояла от кафе „Север“ до угла, где находится Европейская гостиница, до улицы Бродского. Потому что была очень массовая смерть. И тогда людям выдавали страховку. Ее получали, имея на руках копию свидетельства о смерти».
В первую самую страшную блокадную зиму на службу смог выйти лишь каждый третий сотрудник госнотконтор. В январе
Весной председателю Ленгорсовета на слишком длинные очереди к нотариусу пожаловались из военной прокуратуры. Статистика, которую приводят критики, шокирует. Для нас это свидетельство не вопиющего недочета, а настоящего подвига: ежедневно эти нотариусы успевали обслуживать по 400 человек.

