Выступление президента США Дональда Трампа в Швейцарии оказалось похоже на провокационное ток-шоу с элементами жесткой критики Европы и беспрецедентными требованиями по Гренландии ей он посвятил большую часть речи. После Второй мировой войны, заявил Трамп, США поступили «очень глупо», вернув остров Дании. И вот теперь Вашингтон собирается это исправить, то есть купить территорию в принудительном порядке.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе, похоже, бенефис Трампа. После появления гренландской проблемы это первая встреча глаза в глаза с европейцами. Естественно, лидеров Европы в первую очередь интересует настрой, напор и формулировки президента США. Но и в Москве, Пекине и Дели тоже наблюдают это
По правилам драматургии хорошего
Дональд Трамп, президент США: «Только Соединённые Штаты могут защитить этот гигантский массив суши, этот гигантский кусок льда, развивать его и улучшать, и сделать так, чтобы это было хорошо для Европы, безопасно для Европы и хорошо для нас. И именно по этой причине я добиваюсь немедленных переговоров, чтобы еще раз обсудить вопрос о приобретении Гренландии Соединёнными Штатами. Я прошу о куске льда, холодном и расположенном в труднодоступном месте, который мог бы сыграть жизненно важную роль в обеспечении мира и защите мира».
Еще с утра в понедельник Европа надеялась в Давосе сделать акценты на Киев. Но Трамп задает свою повестку. Британские издания сегодня сообщают подробности всех закулисных передвижений на форуме и о том, почему европейцам в срочном порядке пришлось переписывать свои планы и нарративы для публичных дискуссий. Как пишет FT, спор с Трампом о Гренландии срывает соглашение о восстановлении Украины. Издание сообщает, что первые сигналы появились еще в понедельник вечером, когда в Давосе на назначенном совещании европейских советников по нацбезопасности вообще не появился американский представитель, а там должны были обсуждать украинский вопрос.
По информации Bloomberg, один высокопоставленный европейский чиновник выразил опасения, что европейские лидеры могут согласиться передать Гренландию в очередной попытке угодить Белому дому. И вот сегодня днем в Давосе собрались те европейцы, кто считает себя более близкими к Трампу политиками и знающими к нему подход. Это генсек НАТО Рютте, финский президент Стубб и польский президент Навроцкий.
Пока Трамп был в воздухе, они на первой сессии форума изо всех сил призывали не забывать об Украине и изображали фальшивый оптимизм, когда речь заходила о Гренландии. Все это, конечно, было похоже на нервное ожидание начальника, когда подчиненные не знают, за что им «прилетит», но уверены, что это точно будет. Больше всех в ожидании «папочки» веселился генсек НАТО Марк Рютте.
Марк Рютте, генсек НАТО: «Извините, не буду комментировать все, что касается Гренландии. Вы можете быть уверены, что я работаю над этим за кулисами, не публично».
Ведущая: «Часто такие комментарии за кулисами становятся доступными общественности, как вы знаете».
Марк Рютте: «Да, это правда» (смеется).
Польский президент Навроцкий посоветовал
Кароль Навроцкий, президент Польши: «Дональд Трамп говорит о безопасности, а ведь он несет ответственность за безопасность в мире. Конечно, я принимаю во внимание голос Дании, она член альянса, но на Гренландию я смотрю со стратегической точки зрения».
Игрок в гольф из Финляндии и по совместительству ее президент Стубб предложил принимать крученые мячи, посылаемые
Александр Стубб, президент Финляндии: «Временами возникают неожиданные проблемы, когда в нас, как в гольфе, летят крученые мячи. Мы пытаемся их поймать. Что касается Гренландии, то можно пойти двумя путями: эскалацией и деэскалацией».
А вот Эммануэлю Макрону, несмотря на модные очки, разрядить обстановку не удалось. Он уже уехал из Давоса, так и не добившись встречи с Трампом. Предложение об ужине в Париже было проигнорировано.
В Давосе Трамп сегодня касался и украинской проблемы, хоть она по объему уступала и теме Гренландии, и теме критики Европы.
Дональд Трамп: «Путин хочет достичь соглашения, я считаю. И я работаю с Зеленским, и я думаю, что он хочет достичь соглашения. Им нужно остановить эту войну, потому что слишком много людей умирают. Это единственная причина, по которой я заинтересован в урегулировании».
Впереди у Трампа еще встреча с

