Московский программист Сергей Вишневский уже полгода пытается доказать, что он жив. В официальных базах данных он числится умершим, и отменить собственное свидетельство о смерти оказалось не просто. Единственный путь воскреснуть обратиться в суд. Но подать иск невозможно, так как истец юридически не существует. Сам Вишневский не сомневается: его «похоронили заживо» ради трехкомнатной квартиры в Москве, и виноватой во всем считает супругу. Понесет ли она наказание? И почему воскресший супруг не рискует возвращаться домой?
До всей этой истории Сергей был человеком вполне обеспеченным — с высоким доходом и двумя московскими квартирами. Перелом наступил после смерти матери. Ее
Они, можно сказать, выросли вместе. С рождения жили в одном подъезде: она — в квартире 117, он — в
Сергей Вишневский: «Я теще доверял, потому что она всегда обо мне заботилась, в отличие от жены. Мне много не надо, я никогда не стремился к роскоши».
Затем аппетиты новой родни возросли — следующей целью стала трехкомнатная квартира Сергея. Теща убедила его, что для безопасности ее нужно переоформить по дарственной на жену. В итоге неглупый, но абсолютно неприспособленный к жизни программист остался без всего. Вскоре теща скончалась. После похорон Наталья предложила Сергею помянуть ее маму. Мужчина выпил, а проснулся уже в Рязани. По инициативе жены Сергея поместили в наркологический реабилитационный центр под предлогом лечения от несуществующих пагубных привычек.
Строгий режим, трудотерапия и полная изоляция — к такому повороту Сергей оказался не готов. Он отчаянно пытался объяснить администрации, что его поместили сюда по ошибке. По его словам, Наталья приезжала к нему в рязанский центр всего один раз. И то только для того, чтобы уговорить выписаться из московской квартиры.
Почти год Сергея продержали в центре в Рязанской области, а затем перевели под Тверь — в аналогичное учреждение, но более дешевое. Пять месяцев столичный айтишник работал там кочегаром. Ночные смены и тяжелый труд подорвали его здоровье. У Сергея образовалась грыжа, причинявшая мучительную боль. По его словам, он умолял вызвать скорую или отвезти его в больницу, но его не слушали. Когда терпеть стало невыносимо, программист
Товарищ сразу же отправился вызволять Сергея из реабилитационного центра. Спасательная операция стартовала в два часа ночи. При свете планшета (единственное, что он с собой забрал) он шел через лес к свободе. Но документов у Сергея не было — его паспорт остался у начальника центра. Поэтому, оказавшись в Москве, он первым делом получил новое удостоверение личности. А супруга Наталья, узнав, что после почти двух лет заточения муж смог освободиться, немедленно подала на него в розыск.
А дальше произошло то, в чем теперь приходиться разбираться суду. Патрульный наряд обнаружил в Москве на железнодорожной платформе тело неизвестного мужчины. Поскольку он подходил под приметы, указанные Натальей, ее пригласили для опознания. И несмотря на то, что это был чужой человек, Наталья в морге официально признала его своим пропавшим мужем и срочно забрала тело для кремации. По мнению экспертов, ошибка при опознании могла быть умышленной.
Павел Зайцев, адвокат: «Первая версия — корыстная со стороны Натальи. Она хотела, чтобы по документам его не было, чтобы на квартиру он не претендовал. Даже если бы
Сергей также уверен, что ошибка в морге была преднамеренной. Он указывает на то, что Наталья не могла перепутать его с другим человеком. Ведь ей было хорошо известно об уникальной операции, которую он перенес, и его особых приметах.
Сергей Вишневский: «Меня опознать на самом деле легко. У меня же плечевого сустава нет. У меня была хирургическая операция была по удалению плечевого сустава, трудно с
После того как под его именем похоронили незнакомца, все документы Сергея, включая новый паспорт, были автоматически аннулированы. Единственный способ восстановить свои права в такой ситуации — обратиться в суд.
Павел Зайцев, адвокат: «Человек должен сначала объявиться, прийти в суд. Мало того, он должен
Лишь с судебным решением можно обратиться в ЗАГС для аннулирования свидетельства о смерти. Но на эту процедуру потребуется как минимум шесть месяцев. Суд удовлетворил иск Сергея и аннулировал ошибочное свидетельство о смерти. Несмотря на эту победу, в истории остается много неясностей. И все эти обстоятельства уже привлекли внимание столичной прокуратуры, которая теперь проводит собственную проверку.
Людмила Нефёдова, прокуратура: «Материалы процессуальной проверки по заявлению о безвестном исчезновении мужчины после отмены прокурором решения об отказе в возбуждении уголовного дела передан в следственный орган для проведения дальнейшей процессуальной проверки и установления всех обстоятельств произошедшего».
Что касается Натальи, то после восстановления паспорта Сергей намерен привлечь ее к ответственности и написать на супругу заявление в полицию. Он убежден: вся эта история — не что иное, как мошенничество.
Иван Морозов, адвокат Сергея Вишневского: «Могу предположить, что она действительно могла ошибиться с учетом того, что не очень хотела видеть его в живых. А может быть, и схема
Многое в этой истории уже не вызывает сомнений. Например, очевидно, что Сергей был Наталье неугоден. Вскоре после его отправки в Рязанскую область в его трехкомнатную квартиру въехали квартиранты. В общей сложности за сдачу трех комнат Наталья получает 120 тысяч рублей в месяц. Неплохой доход для безработной.
Сергей не скрывает: хотя суд и удовлетворил его иск, решение еще не вступило в законную силу. А значит, юридически он
Сергей Вишневский: «Я опасаюсь за свою жизнь. Потому что если меня уж так похоронили, то могут теперь это совершенно безнаказанно похоронить и так. Потому что я уже мертв».
Все выпуски программы «ЧП. Расследование».

