С каждым годом на дорогах, точнее, на российском бездорожье появляется все больше вездеходов. Специализированные транспортные средства различных моделей выпускают десятки предприятий по всей стране. Спросом они пользуются не только на Крайнем Севере, но и в средней полосе. Вездеходы служат на нефтяных приисках, пограничных заставах, в заповедниках и даже в туристических кластерах.
Бескрайнее болото раскинулось в Истринском районе Подмосковья. По осени здесь очень много ягод, за которыми любят ходить местные жители. Но это предприятие рискованное, потому что безопасно по болоту передвигаться можно только на вездеходе.
Вездеход поискового отряда «Лиза Алерт» скользит по водной глади подобно моторной лодке, а потом огромные колеса с легкостью выносят его через трясину на рваный берег, поросший мхом. Транспорт пересекает и лесополосу по непроходимой грязи. Резкие наклоны — единственное, чего вездеход боится, горы на нем не покоряют, зато упавшие деревья — запросто.
Добровольцам нередко приходится выезжать в такие места в поисках пропавших. К примеру, человек ушел в лес, чащу прочесали, никого не нашли. Если за лесом болото или бездорожье, следовательно, нужно добраться и туда.
Владимир Зеленцов, руководитель федерального направления «Техника на
Если раньше такое бездорожье могло стать труднопреодолимым препятствием даже для квадрокоптера, то после закупки трех вездеходов для подмосковных поисков возможности у добровольцев кратно увеличились. В особо резонансных случаях, когда теряются дети, машины стараются переправлять и в другие регионы, но чаще всего приходится просить технику у частных лиц — таких же волонтеров, как поисковики «Лизы Алерт».
Владимир Зеленцов: «Мы кидаем клич среди владельцев вездеходов и просим посодействовать. Многие отзываются. Хотелось бы, конечно, больше, но людей отзывчивых много, помогают. В Уфе два мальчика пропали. Владелец вездехода приехал и помогал нам выполнять поставленные задачи, за что ему большое спасибо».
Приходят на подмогу и вездеходы МЧС. В этой службе такую технику применяют уже давно. Она особенно нужна спасателям на бескрайних просторах Арктики и Сибири — в тайге и тундре, в снегах и оврагах. Используется она и геофизическими и газо- и нефтедобывающими компаниями, работающими в отдаленных регионах. И здесь уже речь идет об огромных гусеничных вездеходах, которым нипочем даже сопки. Эти машины сейчас выпускают на нескольких российских заводах, в том числе на Курганском машиностроительном.
Владимир Ланцов, заместитель коммерческого директора АО «Курганмашзавод»: «Этот тяжелый, казалось бы, гусеничный вездеход имеет давление на грунт 0,22 килограмма на квадратный сантиметр. Соответственно, ему такая нагрузка на грунт позволяет иметь классную проходимость за счет гусениц».
Вездеход
На вездеходах по восточным склонам Полярного Урала передвигается экскурсионная группа. Туризм — еще одна сфера, в которой активно используют эти машины с каждым годом все чаще и чаще. Так путешественники получают возможность попасть в одни из самых труднодоступных мест России. Можно с уверенностью сказать: вездеходы — это техника, без которой в нашей бескрайней стране не обойтись.

