Польша открыла два дополнительных пункта пропуска на границе с Белоруссией. Один из них не работал 2,5 года, другой четыре. Тогда решение объяснялось борьбой с незаконной миграцией и соображениями безопасности. Однако сейчас, когда приграничные районы республики все глубже проваливаются в экономическую яму, Варшава свой взгляд поменяла.
Причин избавления от политического дальтонизма, а последние пять лет цвет польского настроения был погранично красный, несколько. Внешняя — логистическое давление бизнеса и Глобального
Водитель фуры: «Мы ждали этого, чтобы ездить спокойно, не стоять в очередях и спокойно попадать домой. Почаще бывать дома, а не стоять в очереди четыре дня в одну сторону».
Заработавшие пункты пропуска однозначно снимут нагрузку и ускорят логистику. Но главная интрига в другом: надолго ли все это? Варшава на самом высоком уровне не раз отмечала, что решение об открытии пунктов пропусков пробное, а дальше — «надо будет посмотреть». Ведь поводы закрыть границу всегда найдутся.
Соседняя Литва эти поводы нашла, две недели назад закрыв все наземное сообщение с Белоруссией. Повод — борьба с воздушными шарами контрабандистов. Но
Водитель фуры: «Литовские прицепы — можно было ездить и по России, и по Белоруссии. И нам было легче перецепиться, чем перегружаться. Что будет дальше? Сколько будем здесь стоять…»
Литовский пограничный блэкаут должен был стать рычагом давления на Минск. Но пока только «убивает» своих перевозчиков. Тысячи литовских фур и полуприцепов застыли на приколе в республике. После непродолжительной паузы белорусы эффектно ответили, изменив правила. Литовский грузовой транспорт может выехать только через литовские пункты пропуска. А они — закрыты.
За спецстоянки надо платить — 120 евро в сутки. Через месяц политический фарс обернется финансовой драмой. Робкие протесты в Вильнюсе уже начались.
Станислав Сонгин, руководитель компании грузовых автомобильных перевозок: «Литва сильно проиграла в статусе транзитной страны. Поток предложений сразу уменьшился. Мы должны учитывать, что все звенья этой цепи пострадают. Многие люди потеряют работу».
Виталий Гигевич, руководитель транспортной компании: «Конкуренция будет очень сильной. Мы надеемся, что правительство поможет нам снова встать на ноги. Потому что мы очень сильно упали».
С пограничной солидарностью тоже ожидаемо не задалось. Польша решает свои задачи, Латвия ограничивается добрым словом. Одни фуры стоят, другие активно едут. Логистические потоки восстанавливаются. Здравый смысл, похоже, тоже. Глава МИД Литвы заявил, что следует рассмотреть возможность открыть границу с Белоруссией до конца ноября.

