В этом году почти 12 тысяч первокурсников начали учиться по новой системе высшего образования. Вместо бакалавриата и магистратуры теперь будет два уровня: базовый и специализированный. Причем базовое высшее образование предполагает полноценную подготовку специалиста и будет длиться до шести лет. В массовом порядке российские вузы начнут переходить на эту систему в следующем году. А пока ее тестируют в шести университетах.
В детстве Максим, как и многие мальчишки, мечтал стать пилотом и управлять огромными пассажирскими лайнерами. Но все изменилось, когда отец отвел его на авиасалон МАКС.
Максим Авдиевский, студент Института №1 «Авиационная техника» МАИ: «Я подошел к стенду МС-
Так что на авиастроение он поступил по зову сердца. Уже тогда МАИ был одним из шести вузов — участников пилотного проекта по реформе высшего образования. Причин несколько. В 2022 году Россия
Елена Суханова, заместитель проректора по образовательной деятельности Томского государственного университета: «И у нас параллельно с этой двухуровневой системой еще действовал специалитет пятилетний, который одновременно приравнивался и к первому, и ко второму уровню образования. Здесь была путаница. Человек, закончивший специалитет, не имел права поступить бесплатно в магистратуру».
Россия остро нуждается в развитии собственного высокотехнологичного сектора. Значит, требуется такая подготовка новых кадров, чтобы они могли не только применять существующие технологии, но и создавать новые. С учетом нынешних реалий в 2023 году и был запущен пилотный проект.
По Болонской системе начальный этап высшего образования — это бакалавриат. Но диплом бакалавра для конструкторских бюро, для профильных предприятий — это не совсем законченное высшее образование. В новой системе будет базовое высшее образование, и это уже полноценный диплом. Но если студент хочет либо расширять свои компетенции, либо углублять их, для этого есть специализированное высшее.
В новой системе не три, а два уровня. Первый — базовое высшее, от 4 до 6 лет. Затем специализированные: магистратура, или ординатура для медиков, или для творческих специальностей —
Задач много, специалисты нужны разнообразные, а при острой потребности в инновациях требования у работодателей будут постоянно обновляться. И чем гибче образовательная система, тем быстрее отклик на такие запросы.
С другой стороны, сами студенты хотят больше индивидуального подхода, возможности формировать свои образовательные траектории. В пилотной программе обкатывается принцип: максимальная унификация на начальном этапе, и затем много коротких программ на выбор, комбинируя которые, можно тонко настроить свою учебу под конкретную специализацию.
Михаил Погосян, ректор Московского авиационного института: «Многие студенты подписывают уже в процессе учебы договор с предприятиями. И к концу обучения в университете более половины студентов уже имеют выстроенные отношения с предприятиями, предусматривающими их уже будущую работу на предприятиях».
Первые итоги пилотного проекта: в шести вузах разработано более 170 новых образовательных программ, по ним учатся 12 тысяч студентов. В этом году список расширяется, а со следующего учебного года должен состояться полноценный переход всех вузов на новую систему. Так, по крайней мере, обозначено в дорожной карте. При этом дипломы старого образца свою силу не утрачивают, а бакалавриат просуществует до последнего студента, учащегося по уходящей системе, пока он не выпустится.

