Всего за год пассажиропоток на водных маршрутах России увеличился на треть. Таковы данные Минтранса. Растущий спрос на речные круизы связан как с обновлением самого флота, так и с интеграцией речного транспорта в городские системы перевозок. Сами водные магистрали сейчас также активно развиваются.
Под марш «Прощание славянки» пассажирское судно «Княжна Виктория» покидает причал Северного речного вокзала и отправляется по одному из самых популярных маршрутов центральной части России. Завидово, Тверь, Мышкин, Тутаев — живописные места, увидеть которые с палубы теплохода — особое удовольствие.
Добрая традиция в каждом круизе — знакомство с экипажем сразу после отплытия. Капитан пассажирского судна Константин Грибанов признается, что выходить к Волге в последние годы — одно удовольствие. Облик реки меняется с каждым новым сезоном.
Константин Грибанов, капитан теплохода «Княжна Виктория»: «Помимо того, что модернизируются старые стоянки, открываются новые. Открылся туристический кластер в Завидово, построены новый порт, новая гавань, теплоходы туда приходят, нашим гостям это нравится. И в целом инфраструктура развивается буквально на всех стоянках».
Завидово сегодня, пожалуй, один из самых быстрорастущих туристических кластеров страны. Новый порт, новые гостиницы, новые зоны отдыха. В самом сердце курорта — исторический центр, внутри которого проводят увлекательные экскурсии. Учитель географии Елена Червякова признается, что в путешествия по воде влюбилась с первого плавания.
Елена Червякова: «Это был незабываемый маршрут, так как по Волге и затем на Каму выходили. История гласит, что главная река не Волга, а
Пакеты экскурсий, как правило, входят в стоимость путевки. Туристам предлагают на выбор сразу несколько маршрутов и вариантов времяпрепровождения. Остановка в круизе — это не всегда традиционная обзорная экскурсия по достопримечательностям. В Завидово, например, есть уникальная возможность потренироваться в одном из лучших
Игра в гольф — удовольствие не из дешевых, но в круизе занятие включено в стоимость путевки, как и трехразовое питание на борту судна. Цена варьируется в зависимости от маршрута и класса теплохода — от 5 до 27 тысяч рублей за одни сутки. Молодожены Мария и Давид Чубинидзе в свадебное путешествие решили провести по высшему разряду.
Мария Чубинидзе: «Мы решили себе не отказывать ни в чем и выбрали корабль
По словам организаторов перевозок, чтобы не переплатить за круиз, о покупке билетов нужно позаботиться заранее. Сегодня туристам предлагают спланировать путешествие за год.
Александр Искрин, генеральный директор ПАО «Московское речное пароходство»: «С 1 июля мы выложили в продажу навигацию следующего года, действуют скидки раннего бронирования, которые суммируются с другими скидками, естественно, это будет намного дешевле. Существуют скидки для пенсионеров, скидки постоянного клиента, по случаю свадьбы, дня рождения, для сотрудникам органов и участников СВО».
Развитие речного туризма не только позволяет россиянам побывать в тех местах, куда трудно добраться на машине или железнодорожным транспортом, но и помогает этим самым точкам притяжения хорошо зарабатывать. Экономика города Тутаева в Ярославской области, например, во многом растет за счет большого потока путешественников в летний период. Компании оплачивают экскурсии, туристы покупают сувениры — малый и средний бизнес процветает и платит налоги.
Виталий Бортяков, советник главы Тутаевского муниципального округа: «Все это формирует налоговую базу, которая идет на развитие инфраструктуры города. Если говорить в абсолютных числах, это в динамике за
Ярославль сегодня становится одним из крупнейших пассажирских хабов в центральной части России. С 2025 года город принимает участие в реализации проекта «Речные магистрали», который обеспечивает развитие внутреннего водного транспорта не только для отдыхающих, а вообще для всех.
В июле возобновился маршрут из Ярославля в Нижний Новгород. Время в пути составляет 9 часов. А из Нижнего по реке можно отправиться, например, в Казань. По словам пассажиров с поездкой на поезде такой вояж не сравнить.
Людмила Смотракова: «Сели вечером и приехали в 5:00. И что там? Постель, больше ничего, а здесь целый день красота. Нам нравится, „Метеоры“ нам всегда нравились, всегда мы ездили с ребятишками на „Метеоре“».
Некогда советские, а теперь и модернизированные российские скоростные речные пассажирские теплоходы «Метеор» на подводных крыльях строят в Татарстане и Нижегородской области.
Николай Мосалёв, капитан теплохода: «Теплоход хороший, современный. Посмотрите, у нас в рубке много всяких приборов, которые нам будут помогать, словно в современном самолете».
В ближайшем будущем новые скоростные теплоходы понадобятся как никогда. Развитие маршрутных сетей обещает связать между собой десятки крупных российских городов — от Ярославля, Мурома и Нижнего Новгорода до Казани, Тольятти, Самары и Перми.
Проект «Речные магистрали» планируют реализовать до 2030 года. Вместе с увеличением числа маршрутов должно вырасти и количество новых судов. Спрос на такие перевозки увеличивается с каждым годом. Только в прошлую навигацию в России внутренними водными путями воспользовались более 11 миллионов человек.

