Легендарная разведчица-нелегал , полковник СВР в отставке Тамара Ивановна Нетыкса рассказала о жизни под прикрытием.
Тамара Нетыкса, полковник СВР в отставке: «Можно сделать хорошую биографию,
В детстве Тамара Нетыкса удивляла учителей эрудицией и разносторонними интересами.
Тамара Нетыкса: «Разведчик должен держать всегда руку на пульсе и чувствовать это. Если он ничего не понимает, какой же он разведчик? Он должен разбираться в политике, в экономике, а потом и другие вещи знать: и литература, и искусство, и музыка».
Затем она стала студенткой МАИ, комсомолкой и просто красавицей. За ней год ухаживал молодой человек. Лишь накануне свадьбы она узнала, что ее Талик всё это время скрывал от нее.
Тамара Нетыкса: «„Я буду работать в нелегальной разведке, ты согласна быть рядом?“. Я согласилась».
После свадьбы началась серьезная подготовка к нелегальной работе.
Тамара Нетыкса: «Пришел наш куратор и сказал: „Завтра вы встретитесь с другой вашей преподавательницей, вашим тренером, она настоящая испанка“».
Это была легендарная советская разведчица Африка Де лас Эрос Гавилан, которая выполняла задания Центра еще во время войны под оперативным псевдонимом Патриа.
Тамара Нетыкса: «Она вошла во все книги всех историй и разведок, потому что была яркой звездой».
Страну, в которой работала семейная пара
Тамара Нетыкса: «Когда туда приехали, муж стал учиться в университете».
Тамара устроилась в розничную торговлю косметикой.
Тамара Нетыкса:
Для какого именно мероприятия, Тамара Ивановна не уточняет даже спустя годы.
Тамара Нетыкса: «Это не буду рассказывать».
Прикрывая друг другу спину, они следили, нет ли «хвоста», то есть «наружки» противника.
Тамара Нетыкса: «Поэтому, конечно, женщина в паре очень важна. Должна работать пара. Одному очень тяжело работать».
То ли в шутку, то ли всерьез Тамара Ивановна говорит, что в их семье специального назначения дети появились по заданию Центра.
Тамара Нетыкса: «Потому что нам сказали: „Надо, чтобы был ребенок“. Потом нам написали, что надо, чтобы был второй ребенок!»
Первым родился сын Евгений, следом дочка Елена.
Тамара Нетыкса: «Они были частью нашего коллектива. Вот, казалось бы, что могут дети? Очень много могут. Они учились в хорошей школе, значит, там интересные будут родители, там можно информацию (получать. — Прим. Ред.) и так далее. Вы знаете, вот в нашей работе нельзя ничего пропускать».
Более 20 лет под носом иностранных спецслужб Тамара и Виталий Нетыкса совершали свой подвиг разведчика, и за всё это время они никогда не были на грани провала.
Тамара Нетыкса: «Были там проблемы,
Самый страшный день в их работе случился 25 декабря 1991 года.
Тамара Нетыкса: «Утром встаем, и везде передают, что Советского Союза уже нет. Вы понимаете, вдруг у тебя всё падает, плывет, даже не знаешь, за что схватиться».
Тамара Нетыкса: «Конечно, это был момент ужасно тяжелый. И я пошла провериться сразу. Попросила Талика поехать на работу. Я походила, посмотрела, нет ли никакого „хвоста“. Всё что угодно могло быть».
На третий день Центр вышел на связь.
Тамара Нетыкса: «Пришла эта замечательная, прекрасная телеграмма от нашего начальника управления. Я ему потом сказала, что это будет мое последнее воспоминание при жизни. Я буду умирать и буду помнить твою телеграмму, в которой было написано: „Вы нам очень нужны, продолжайте работать, сейчас еще больше, чем раньше, всё продолжается
Все выпуски программы «Новые русские сенсации».

