Российские историки вновь подтвердили, что никто не забыт. В ростовском областном архиве восстановили данные о судьбе почти 12 тысяч жителей СССР. В период фашистской оккупации Ростова-на-Дону и Таганрога их угнали на работу в Германию. Теперь их родные могут восполнить белые пятна в семейной истории. Этот случай один из многих, когда архивариусы помогли вернуть историческую справедливость. Их работа может показаться скучной, но на самом деле она открывает новые грани истории и делает ее не просто страницей в учебниках, а буквально оживляет судьбами конкретных людей.
Полтысячелетия назад великий князь Иван Васильевич, не получивший еще прозвище Грозный, пожаловал
«В город он ввезен, сделана ларь на четырех колесах, по краям поставлены два столба на поперечное бревно, да над головой его другое поперечное бревно», — это уже отписка стряпчего, случайного свидетеля, видевшего, как в Москву привезли казнить Степана Разина. Бумага входит в государственный реестр уникальных документов архивного фонда Российской Федерации. Ценностей такого уровня у вологодских хранителей всего четыре. На Руси архивариусы появились вместе с письменностью.
Когда советское правительство приняло декрет об организации архивного дела, все документы начали стекаться в государственные хранилища, в том числе из храмов и монастырей. Так в архивах оказалась запись о венчании Сергея Есенина и Зинаиды Райх. Архивные работники смогли уточнить год рождения Владимира Гиляровского так же, как он сам
Архивы хранят прошлое в папках, на стеллажах, и в сейфах, обязательно в темноте, под контролем температуры и влажности. Работники архивов документы не засекречивают, они берегут их, порой вместе с тайнами, о которых не знают и сами.
Иногда архивы рассекречивают. Гриф «секретно» снимают постепенно с документов, которые больше не считаются государственной тайной. Становятся доступными, например, личные дела сотен людей, оставшихся в
К традиционным формам работы вроде отбора документов, учета и хранения добавилась цифровизация. Сканируются архивные документы, в первую очередь уникальные и особо востребованные, чтобы как можно меньше трогать оригиналы руками и не выносить их на свет.
Зоя Чумакова, заведующая отделом автоматизированных архивных технологий и
А еще архивы — это люди. Дети обычно не мечтают о том, чтобы стать архивистами, и Антон Шабалкин попал на эту работу случайно, после школы, и вот уже 40 лет это его жизнь.
Антон Шабалкин, ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области: «За это время и я изучил документы, и документы притянули меня к себе. То есть к героям относишься иногда слоно к живым людям».
Шабалкину интересно все, начиная от старых карт Симбирска, где есть здание так и не построенного театра, и заканчивая букетами цветов, собранных на Монблане полтора века назад.
И без упоминаний о Ленине и Керенском в истории Симбирска есть много важного для архивиста Шабалкина, например, подпись Александра Александровича Пушкина, сына поэта, под доверенностью на право ведения дел, или архивный плакат, объясняющий, как прививать оспу, и старинный аттестат на купленных баранов.
В России есть государственные и негосударственные архивы федерального уровня, регионального и ниже. Сотни и тысячи документов от множества предприятий, учреждений, организаций каждый год поступают в архивы на хранение для будущих поколений. «Хранить вечно» — таков девиз архивистов.

