Дети, внуки, правнуки главное достояние для любого человека. Но иногда судьба лишает этого счастья. Красавица Элина Быстрицкая так и не смогла родить ребенка. Она никогда не рассказывала о причине личной трагедии. Тайну знали всего несколько человек. И сегодня пришло время ее раскрыть.
Младшая сестра Элины Быстрицкой Софья Шегельман признается: рассказы о подвигах сестры — это ее священный долг.
Софья Шегельман, сестра Элины Быстрицкой, редактор, писатель: «Моей сестре было 13 лет в то время, она окончила шестой класс. И она решила, что „всё для фронта, всё для победы“ должно относиться и к ней тоже. Она пошла в госпиталь, куда ее, ребенка, конечно, не пустили. Она перелезла через забор, пошла к начмеду и сказала, что она хочет работать на победу. Он ее по голове погладил: „Иди к маме, мама тебе объяснит, дети не воюют“. Она пошла к папе, а папа ей сказал „Ты молодец, правильно, надо делать. Когда наступает трудное время, каждый должен делать всё, что он может“».
И Быстрицкая пошла к начальству, договорилась, что будет помогать. Ее оставили, возможно, надеясь, что девчушка сбежит от вида крови. Но она осталась и работала там наравне со взрослыми: помогала при перевязках, ухаживала за ранеными, поила иих, писала за них письма.
Элина Быстрицкая родом из Киева. После начала войны ее семью эвакуировали в Астрахань. Отец был
Элина Быстрицкая: «Я столько видела беды, я видела столько смертей от ран. И я слышала взрывы и от бомб, и от снарядов. Понимаете, это стало буднями».
Самые тяжелые сражения развернулись под Харьковом. Это была фактически вторая индустриальная столица Советского Союза, и сдавать его нельзя было ни в коем случае. В харьковской мясорубке погибли сотни тысяч человек, раненых было столько, что работать приходилось в две, а то и три смены. Сам госпиталь чуть не стерли с лица земли.
Элина Быстрицкая: «Я видела все это в операционной, в госпитале. Я числилась санитаркой, а работала лаборанткой, и меня вызывали, чтобы я взяла анализ крови. Я видела тазы, в которых были части тела, видела кровь, видела в приемном покое людей в ужасной грязи».
Эвакуационный госпиталь постоянно перемещался от линии фронта в тыл и обратно на фронт, и маленькая Элина всегда оказывалась в самых опасных местах. Вспоминая войну, она
Через руки Элины Быстрицкой прошли тысячи раненых. Спасенные жизни придавали храброй девочке сил. А потом, когда она уже стала актрисой,
Красавица Элина Быстрицкая была верной женой. 27 лет прожила с одним супругом, но война лишила ее главного — возможности стать матерью. Наравне со взрослыми она принимала раненых, таскала носилки. И все это, конечно, сказалось на ее здоровье.
Виктория Пешкова, кинокритик: «К сожалению, война возраста не разбирает и бьет наотмашь всегда. Ей было
Андрей Житинкин, режиссер: «Она в конце жизни иногда и плакала одна в подушку, что у нее ничего не сложилось, что близкий человек изменил, что детей у нее не было. Но самое удивительное, что она ни о чем не жалела. Это был редкий человек, который беды, ужасы войны, проблемы страны всегда разделял вместе со страной. Она всегда была вместе со страной».
Режиссер Андрей Житинкин стал тем самым человеком, кому в конце жизни Элина Быстрицкая доверила свои самые сокровенные тайны. Война словно собрала с Быстрицкой свою страшную дань. Все заложенное природой материнское тепло она раздала сотням раненых, которые прошли через ее руки.
И до конца жизни День Победы был для Элины Быстрицкой главным праздником. Она всегда ездила на концерты, в музеи, госпитали, выступала перед ветеранами — с самого раннего утра и до позднего вечера.
Элина Быстрицкая: «Всю войну я мечтала увидеть снова Крещатик заснеженный и черное небо, такое
Все выпуски программы «Основано на реальных событиях».

