Картины, скульптуры, фотографии и архивные документы времен Великой Отечественной представили в Третьяковской галерее. Там открылась выставка «1418 дней. К 80-летию Великой Победы». По словам организаторов, цель экспозиции передать эмоции фронтовых художников, которые отразили в своих работах подвиг народа и силу духа.
Двухметровая скульптура красноармейца в свое время выиграла конкурс, результатом которого стало строительство огромного памятника на территории мемориального комплекса «Курская битва» в 2023 году. Еще недавно рабочая модель стала полноценным экспонатом Третьяковки. В канун
Андрей Коробцов, автор скульптуры «Курская битва», скульптор: «Мне кажется, что скульптура удачная. Те, кто не побывал у мемориала, пусть посмотрят сначала здесь, а потом поедут туда. Хотелось показать противостояние плоти против стали, человека против танка. На самом мемориале у нас на стенах изображены два немецких танка, которые прут на солдата, и он не дает сомкнуться двум немецким волнам наступления».
Выставка «1418 дней» — это настоящая художественная эпопея, насчитывающая больше 250 экспонатов, несколько залов с картинами, эскизами, скульптурами из коллекции Третьяковской галереи, созданными в разные годы. Сюжеты с полей боя, человеческие эмоции, среди которых матери, ждущие сыновей, портреты, исторические зарисовки, например, картина Кукрыниксов «Таня» (в память о подвиге Зои Космодемьянской).
Посвящение военным художникам — оригинальная работа фронтовика Андрея Древина. У одной из картин в день открытия выставки многие приглашенные журналисты останавливались отдельно. Это полотно «Военные корреспонденты» кисти Анатолия Никича. Истории прошлого актуальны и сейчас.
Павел Котляр, заведующий отделом
Жанры эти менялись во многом в зависимости от обстановки, которая окружала художника. На второй день войны представителям советской культуры власть поручила трудиться на благо фронта и тыла, хотя очевидно, что они и без команды были готовы к боевому творчеству. К примеру, графические работы создавались быстро, порой на ходу, во время боевых действий и эвакуации, как цикл «Вечно живые» Стасиса Красаускаса из 36 гравюр. В полном составе картины выставляются впервые. Представлены также легендарные агитационные листовки, распространявшиеся по всей стране.
Женщина в красном с листом военной присяги в руке — зовущая
Сводки Советского информбюро иллюстрировали художники из разных творческих объединений, они же находили в себе силы, смелость и фантазию на создание карикатур. К
Ирина Седова, куратор выставки «1418 дней»: «Одна из таких ярких работ, например, Игоря Абросова „Встречая эшелоны“. Он был
Отдельную экспозицию посвятили работникам Третьяковки, которым пришлось спасать от уничтожения десятки тысяч произведений. Полотна и скульптуры под фашистскими обстрелами вывозили в Новосибирск, Пермь (тогда она называлась Молотовым). Помимо картин, скульптур, аудиодокументов, посетителей ждут разные увлекательные программы — исторические фильмы, телемосты с другими выставочными площадками. История Великой Победы в таком прочтении — это явно

