Медицинские вузы России привыкают к новым условиям работы. В стране вступил в силу закон, направленный на повышение качества образования врачей. Все профильные учебные заведения отныне курируются напрямую Минздравом, который будет готовить единые типовые программы для всех университетов и институтов. Кроме того, закон фактически запрещает дистанционную подготовку молодых специалистов.
С момента принятия нового закона о медицинском образовании, призванного навести порядок в этой сфере, прошло уже больше месяца, но в профессиональной среде споры о нем не утихают до сих пор, ведь закон не просто меняет принципы обучения, а фактически переформатирует всю систему.
Александр Митрошин, директор медицинского института Пензенского государственного университета: «Нужно все вернуть к истокам — к советской системе высшего медицинского образования. Представить себе такое, что в Советском Союзе велось бы образование по медицинским специальностям без клинических баз, я не могу, поэтому это возвращение к здравому смыслу».
Сегодня, помимо 120 медвузов, из которых больше половины неподконтрольны Минздраву РФ, в стране действуют и около 10 тысяч различных организаций, вовсе не имеющих никакого медицинского базиса, но ежегодно выпускающих тысячи медработников, квалификация которых, мягко говоря, вызывает большие сомнения. Другими словами, медицине учил кто хотел и как хотел, а порой просто делал вид, что учит.
Бадма Башанкаев, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по охране здоровья: «Это были курсы сталелитейщиков, курсы парикмахеров, которые, согласно вот этой уловке в законодательстве, могли оказывать образовательную деятельность в сфере медицины. И они просто торговали дипломами, торговали сертификатами. Именно с этой проблематикой наш законопроект и боролся».
Теперь, согласно закону, полномочия по контролю за медицинским образованием в стране полностью переходят в ведение Минздрава РФ. Ведомство будет разрабатывать и утверждать типовые программы обучения, обязательные для всех.
Светлана Палевская, директор Института профессионального образования Самарского государственного медицинского университета: «Благодаря введению этого пула типовых программ, я надеюсь, что те организации, которые оказывали некачественные услуги, просто не смогут их оказать».
Теперь законодательно запрещено и дистанционное электронное обучение вне типовых программ. Если, например, в лучевой диагностике часть учебного материала еще можно осваивать дистанционно, то для специалистов, в чьих руках не просто здоровье, а жизнь пациента, теперь очное образование станет обязательным.
Бадма Башанкаев:
Даже во времена пандемии коронавируса, когда учебные заведения вынуждено переходили на
Никита Головинов, ассистент кафедры неврологии, нейрохирургии и психиатрии медицинского института Пензенского государственного университета: «Уже тогда, работая в красной зоне реанимации инфекционной больницы, я сполна дал себе отчет, что есть перечень профессий, которые не могут ни частично, ни сполна вставать на рельсы дистанционного образования».
Дарья Седенкова, студент Самарского государственного медицинского университета: «У дистанционного образования есть масса плюсов, однако получение необходимых навыков при общении с пациентом, при обследовании, сбор анамнеза, проведение клинического осмотра необходимы совершенно точно для формирования врача».
Все медицинские вузы теперь обязаны иметь не только клиническую базу для практических занятий студентов, но и штат аттестованных преподавателей. Контролировать это поручено Росздравнадзору. Правда, по мнению скептиков, такие нововведения могут привести к закрытию ряда учебных заведений и в итоге к еще большему дефициту медицинских кадров. Авторы закона, словно следуя заветам Ильича, парируют: лучше меньше, да лучше.

