Белый дом ждет, что все страны мира поступят так, как власти Камбоджи, которые объявили о снижении пошлин на американские товары. Дональд Трамп сообщил, что Вьетнам якобы уже готов вообще отменить пошлины в обмен на торговое соглашение с Вашингтоном. А Китай поднимает ставки в игре и зеркально повышает тарифы.
Дональд Трамп объявил о введении новых пошлин на импорт от 10 процентов и выше, и они теперь сами по себе — то, за что страны будут торговаться. Так во всяком случае утверждает сам американский президент.
Дональд Трамп, президент США: «У нас есть набор тарифов, основанных на том, как выстраиваются торговые отношения с другими странами. Это взаимно. Каждая страна звонила нам. Прелесть в том, что мы берем на себя инициативу. Раньше, если бы мы попросили большинство стран сделать нам одолжение, они бы отказались. Теперь они готовы идти нам навстречу».
Однако навстречу пошли далеко не все. Китай вводит с 10 апреля ответные пошлины. Ход симметричный: точно такие же дополнительные 34% на весь импорт. А ведь это, несмотря на все противоречия, всё еще главные торговые партнеры в мире.
Го Цзякунь, официальный представитель МИД КНР: «Под предлогом ответных мер США ввели тарифы на товары, экспортируемые другими странами, включая китайские товары. Данный шаг нарушает устав ВТО и правила международной торговли. Китай принимает ответные меры для защиты своих интересов».
Под таким двусторонним давлением американская валюта подешевела на полтора процента — это самое сильное снижение за два с половиной года. Фьючерсы S&P 500 просели на 1,7 процента, индекс высокотехнологичных компаний NASDAQ — на 2.
Но радикальные действия президента США давят не только на США. Мир, на что, собственно, Трамп и рассчитывает, пока еще только свыкается с мыслью, что по ним ударили, откуда не ждали.
Анналена Бербок, министр иностранных дел ФРГ: «Это определенно не лучший день для мировой экономики. И это уж точно нельзя назвать днем освобождения США, скорее это день, когда начнется инфляция. Честно говоря, нас, европейцев, это решение только объединило. Мы не хотим торговой войны. Если же это
В состоянии пока еще легкого шока пребывают все сферы европейской реальной экономики. Немецкие, испанские и отчасти французские виноделы, производящие не элитные, а ординарные вина, осознают, что им перекрыли значительную часть рынка — с новыми пошлинами в США они неконкурентоспособны.
Эммануэль Макрон, президент Франции: «Таким образом, мы видим колоссальное воздействие, которое затронет все секторы европейской экономики и экспорта. Доля Франции, хотя и более скромная, чем у некоторых других стран, будет значительной для многих секторов. Для нас 1,5% ВВП составляют экспорт в США. Для Италии это более 3% ВВП, для Германии — 4%, для Ирландии — 10%».
Культовый для США сегмент рынка — автомобильный — тоже на пороге тектонических изменений. Ситуация двоякая: с одной стороны, европейские производители понимают, что экспорт в США становится делом накладным.
Хильдегард Мюллер, президент немецкой ассоциации автопроизводителей: «В США находятся 2000 компаний, представляющих интересы немецких автопроизводителей. 140 000 человек работает на этом рынке. За прошедший год на территории США мы произвели 840 000 автомобилей по приемлемым ценам. Введение тарифов являются протекционистской мерой. Продукция станет намного дороже, инфляция пойдет вверх. Всё это отразится на покупателях».
С другой стороны, американские компании, выведшие производство автомобилей куда подешевле — в Латинскую Америку и тот же Китай, понимают, что на них пошлины распространяются в той же мере, что и на производителей Старого Света.
Кая Каллас, верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности: «Как я уже говорила ранее, в торговой войне нет победителя. Конечно, эти тарифы — не
По данным FT, Европа спешно разрабатывает меры против Пекина, чтобы Евросоюз не накрыли дешевые китайские товары, поток которых после введения пошлин Америкой перенаправится в Старый Свет. То есть Европа получит двойную дозу проблем: и поставлять дорого, и внутри ЕС импорт начнет дожимать местных производителей.
Никола Борри, профессор экономики в университете LUISS: «Италия рискует очень серьезно пострадать от введения этих новых тарифов. Мы уже знаем, что будет затронут автомобильный сектор, отрасль производства комплектующих, но если этого мы ожидали, то теперь добавился риск того, что пострадают и другие отрасли: продукты, виноделие, мода».
Чем руководствуется американский президент, запуская торговую лихорадку по всей планете? На поверхности: если импорт дорожает, отечественные производители оказываются в более выгодных условиях. Второй фактор: больше пошлин — больше поступлений в бюджет. В этом Трамп последователен. Сказал до выборов — сделал после. Наконец, радикальные меры могут сбалансировать торговый дефицит, в особенности с Китаем и Тайванем. А еще Трамп рассчитывает вернуть пальму первенства в тяжелой промышленности, автомобилестроении, высокотехнологичном производстве, особенно это касается микрочипов.

