Многим до сих пор не дают покоя новости про девочку-вундеркинда Алису Теплякову, которая в свои девять лет уже сдала ЕГЭ и собирается на факультет психологии МГУ. Ее жизнь сейчас активно обсуждают в соцсетях. Причем пользователи не стесняются в выражениях в адрес ребенка и ее родителей, на них ополчился настоящий интернет-полк воинствующих ненавистников. Может быть, в детях-вундеркиндах люди видят какую-то угрозу лично для себя? Почему почти у всех маленьких гениев их стремительный путь по жизни заканчивался настоящей катастрофой?
Его зовут Тамерлан, ему 5 лет. Если его великий тезка повелевал народами, то
Светлана, мама Тамерлана: «Я прислушиваюсь, он бегает с книгой Тургенева „Отцы и дети“ и читает. В этот же день он выдал нам счет до 100, всевозможные стихи, сказки и так далее, то есть первых слов как таковых не было».
Какими будут его игры еще через 5 лет? Например,
Лоран Симонс, вундеркинд: «Моя заветная мечта — это разработать искусственные органы. Чтобы продлить человеческую жизнь. И может быть, чтобы достичь бессмертия».
Но его собственная, такая еще короткая жизнь уже наносит совсем недетские удары: год назад университет в Эйндховене отказался учить Лорана настолько быстро, чтобы он стал самым юным обладателем диплома в мировой истории. Разгневанные родители перевели мальчика в другой вуз.
Психолог Лин Кендалл уверена, что это только кажется, что вундеркиндам все дается легко.
Лин Кендалл, психолог, специалист по работе с одаренными детьми: «Это может привести ко множеству проблем,
Один из самых трагичных примеров — талантливый музыкант Брандон Бреммер, который закончил школу в 10, а в 14 был найден мертвым в своем доме с пулей в голове.
Лин Кендалл: «Взрослые головы одаренных детей держатся на очень юных плечах. Их физическое и эмоциональное развитие соответствует их возрасту. Это вызывает сильный диссонанс».
А что может случиться, если добавить к этому давление родителей? Некоторые родители с самого начала решают помочь своему чаду прокатиться по жизни с ветерком. Так жизнь ребенка превращается в настоящие гонки. Обставить конкурентов, быть первым, лучшим. Запредельная концентрация. У быстрой езды полно преимуществ, но есть простая мудрость: безопаснее всего на трассе двигаться со скоростью потока. Разогнать ребенка можно, но и риск аварии будет значительно выше.
Родители Ирины Поляковой, похоже, отыгрывались по полной: она поступила в МГУ в 13 лет. Скрывала возраст от однокурсников, чтобы подружиться хоть с
Ирина Полякова, психолог, бывший вундеркинд: «Я работаю с 13 лет. Это мне
Но что если ребенка никто не заставляет быть первым? Саша Кравченко попал в Книгу рекордов как самый юный программист России. В свои 11 он уже создает нейросети. У парня одна проблема: такие слишком юные дарования, похоже, никому не нужны.
Лидия Кравченко, мама Саши: «Мы приходим, допустим, на курсы программирования или курсы химии, а нас просто не хотят брать. Они говорят, что он маленький. Просто вот сразу так говорят, и все».
Когда Александру Македонскому в 15 лет доверили управлять столицей государства, талант ценился безусловно выше. Но с тех пор и людей на Земле стало больше, и продолжительность жизни выросла. Юным гениям все сложнее найти применение в этом стремительно стареющем мире. Поэтому даже лучшие из лучших вынуждены протирать штаны в общеобразовательной школе, куда их отправляют, по правде говоря, как на передержку.