В кукольном театре ставят взрослый спектакль на ветхозаветный сюжет

09.09.2013, 19:36

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский режиссер Роман Кудашов представляет думающей публике «Песнь песней» Соломона. Языком театра постановщик постарался передать сложные философские мысли о Боге, человеке и любви.

Большой театр кукол в Петербурге открыл театральный сезон спектаклем для взрослых. «Песнь песней» — это не просто пересказ книги Ветхого завета. Режиссер исследует процесс появления и развитие любви. При этом, по словам постановщика, работа, вырвавшись из-под контроля, начала формировать авторов. Что из этого вышло, оценил корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Руслан Кудашов уже как-то ставил на сцене Большого театр кукол «Экклезиаста» и теперь снова взялся на Библию. Формально поводом для постановки стала круглая дата, связанная с повестью Куприна «Суламифь». Однако основой для спектаклей, конечно, стала ветхозаветная «Песнь песней» Соломона.

Уже древнегреческие теологи называли «Песнь песней» драмой, хотя в ней сложно выделить главных героев, а никакого повествования нет совсем. Тем не менее, споры о том, предназначалась ли эта каноническая книга для постановки на сцене, шли и в XIX, и в XX веке. В том, что ее можно поставить, до последнего момента сомневался даже сам главный режиссер театра.

Руслан Кудашов, режиссер: «Долгое время на протяжении полугода было совсем непонятно, сможем ли мы это сделать. И даже был такой момент, когда я был близок к решению оставить эту работу».

Работа над спектаклем шла больше полугода. Причем, как уверяет Руслан Кудашов, каждый из актеров становился автором своей сцены. Для всех это было тем более сложно, что ни одной реплики ни у одного из героев здесь нет.

Анатолий Гонье, музыкальный оформитель спектакля: «Спектакль без слов. И не протяжении всего спектакля звучит большое количество музыки, не ярко выраженной, а более фактурной, шумы какие-то. Язык этого спектакля заставляет говорить жестами и символами».

Это только в повести Куприна есть вполне традиционный литературный сюжет — о любви царя Соломона к Суламифь, но ветхозаветный канонический текст «Песни песней» лишен этой внешней ясности. Теологических трактовок множество: это и любовь Бога к человеческой душе, и союз Христа и церкви, но определить единственно верную не может никто. Как написал еще в ХХ веке философ Саадия, «есть различные объяснения этой книги, и это не могло быть иначе, потому что „Песнь песней“ подобна замку, от которого ключ потерян».

Руслан Кудашов, режиссер: «Когда сочиняешь, ты же понимаешь, что задеваешь один кусок настоящий, и ты понимаешь, что он — это как обрывок какого-то узора, который ты должен дальше соткать, дальше вытащить. Таким образом и собиралась полнота. И об этом тоже говорится в „Песне песней“ — о полноте чувства».

Многие уже давно ждут от Кудашова не просто премьер, а именно философских высказываний. Новый спектакль с его образностью и внешней бессвязностью, несомненно, — одно из них. Впрочем, прежде чем покупать билеты, стоит узнать, что в еврейской традиции «Песнь песней» буквально запрещали читать до исполнения 30 лет.

Читайте также