Старые фото раскрыли обманы подвалов Лубянки

14.10.2012, 13:21

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

За два века существования фотографии редактирование кадров стало делом обычным. В конце XIX — начале XX веков мошенники на этом наживались, а подвалы Лубянки при помощи ретуши скрывали страшные тайны.

В Нью-Йорке открылась выставка самых знаменитых отретушированных фотографий. Цель мастеров монтажа во все времена одна: показать то, чего не было, и спрятать то, что было. Корреспондент НТВ Алексей Веселовский разглядывал подделки.

Подделывать фотографии начали практически сразу, как только их изобрели. Правда, правка первых лет выглядит совершенно невинной. В 1846 году фотографу, снимавшему монахов-капуццинов на Мальте, очевидно, показалось, что героев слишком много для одного кадра. Он выбрал лишнего и стер.

Более поздние образцы — это уже попытка художественного осмысления реальности. В конце XIX века фотографию рассматривали как искусство, которое готово поспорить с живописью. Тогда появились настоящие фотополотна.

Малознакомую с фотоделом публику легко можно было обмануть. Научившись накладывать одно изображение на другое, американский фотограф Мамлер дурил народ снимками с душами погибших близких. Успех был ошеломительный, пока этими карточками не заинтересовалась полиция. В итоге Мамлер сел в тюрьму.

Ниа Файнмен, куратор выставки: «Фотографы подделывали свои снимки с разными целями, как правило, чтобы кадр выглядел лучше. Ты можешь сделать все, даже то, чего не было в реальности. По мере ее развития фотографии подделки становились все изощреннее».

В XX веке ретуширование фотографий стало почти нормой. Взять, например, знаменитый снимок Ленина и Сталина в Горках в 1922 году. Ленин только перенес инсульт и написал знаменитое письмо съезду о том, что Коба рвется к власти. Но на фото, которое попало в газеты, они словно лучшие друзья.

Ниа Файнмен: «Эта фотография была тщательно отредактирована так, чтобы Сталин выглядел крупнее, чем на самом деле. Его усохшую руку нарисовали здоровой, испорченное оспой лицо отретушировали. Ленина же сделали поменьше, чтобы он выглядел слабым и более болезненным. Словно он охотно передает власть более сильному, хотя на самом деле Ленин всячески был против этого».

Во время сталинских чисток в 30-е годы люди исчезали в камерах Лубянки, а их портреты стирались со снимков, будто их и не было. По нескольким изданиям «Истории ВКП(б)» можно было легко определить, кто стал врагом народа. А министра рейхспропаганды Йозефа Геббельса стерли с фотографии рядом с Гитлером и Лени Рифеншталь, чтобы не подпитывать слухи о романе чиновника и режиссерши.

Выставка останавливается на 60-х годах прошлого века, но продолжать ее можно бесконечно, тем более сейчас, когда с помощью новых технологий с руки на снимке можно легко убрать дорогие часы или омолодить политика.

От художественного искажения реальности до прямого обмана почтенной публики и манипуляции общественным мнением. За почти 200 лет цели обработки фотографий совершенно не изменились, несмотря на все технические новшества.

Читайте также