Правительство разгадывает тайну космических провалов

14.08.2012, 21:35

Видео программы «Сегодня»

В правительстве Дмитрия Медведева всерьез задумались о причинах неудач в ракетно-космической отрасли.

Дмитрий Медведев сегодня провел совещание по проблемам космической отрасли. Его созвали по итогам очередного провального запуска. Из-за неполадок разгонного блока 6 августа была потеряна ракета «Протон-М» с двумя спутниками на борту. Роскосмосу теперь дан месяц на поиск виновных, причем не только в этой аварии, но и во всей череде проблем, преследующих в последнее время российскую космонавтику. С подробностями — корреспондент НТВ Андрей Григорьев.

Страна, стоявшая у истоков освоения межпланетного пространства, с каждой новой неудачей чуть ли не с космической скоростью теряет не только миллиарды рублей, но и репутацию в отрасли. А ведь на рынке орбитальных перевозок Россия вовсе не монополист.

Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского: «Пройдет еще пять, шесть, может быть, десять лет — и международное сообщество просто потеряет интерес к российской космической технике. Потенциальные иностранные клиенты будут предпочитать ракеты-носители, созданные в Китае, в Европе, в Соединенных Штатах, потому что они будут более эффективные».

Падающие один за одним спутники (только за последние полтора года потеряны уже десять военных, геодезических и телекоммуникационных аппаратов) тянут вниз и всю отечественную космонавтику. Авария исследовательской станции «Фобос-грунт» и грузового корабля «Прогресс» показали, что российские космические технологии ненадежны. Теперь это ни для кого уже не секрет.

Дмитрий Медведев, председатель Правительства РФ: «Первое — это устаревшая производственная база. 90% мощностей находятся в эксплуатации более 20 лет. Их необходимо менять. Второе — это слабая электронная компонентная база, что является бедой вообще для нашей промышленности, но и для космической промышленности в том числе».

Как поступить, чтобы сбои больше не повторялись? Причиной каждый раз называют отказ одной из частей системы — то двигателя, то разгонного блока, то управления. Но ведь за их производство отвечают конкретные люди, а выводы, касающиеся персональной ответственности, после череды катастроф до сих пор так и не были сделаны.

Константин Крейденко, журнал «Вестник ГЛОНАСС»: «Можно спрашивать не только с тех, кто допускал ошибки при изготовлении изделий космического назначения, но и с тех, кто проводил разбор полетов, тех, кто давал рекомендации».

С контролем качества нужно срочно что-то решать, уверяют эксперты. Насыщенная российская космическая программа не позволяет брать долгие паузы для разбора полетов. Следующий запуск намечен уже на 17 августа. Использовать на этот раз будут другую ракету-носитель и другой разгонный блок. Правда, собраны они на тех же самых отечественных предприятиях, что и все предыдущие аварийные космические механизмы.

Связанные новости

Читайте также