Театральный Петербург позавидовал кошельку «Русской антрепризы»

19.07.2012, 18:00

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Распределение субсидий петербургским театрам обернулось скандалом. 18 млн рублей, выделенные коллективу «Русская антреприза» им. А. Миронова, коллеги худрука Рудольфа Фурманова посчитали несправедливостью.

Сегодня руководители нескольких негосударственных театров Петербурга пытаются осознать итоги конкурса по распределению бюджетных средств между этими самыми коллективами. То, что среди претендовавших на финансовую поддержку есть безусловные фавориты, никто не сомневался. Но то, что театр «Русская антреприза» получит сумму в десятки раз больше, чем все остальные, стало полной неожиданностью.

Что сыграло решающую роль в подобном решении, выясняла корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

Ежегодное распределение бюджетных субсидий среди негосударственных петербургских театров обернулось скандалом. Не все оказались довольны решениями экспертной комиссии, согласно которым «Русская антреприза» имени А. Миронова получила больше других.

Заявки на конкурс представили более 40 творческих коллективов. В финансовой поддержке отказали лишь десяти. Из бюджетных 29 миллионов по полтора получили «Рок-опера», «Алеко», «Ахе», детский театр Марины Ланда. На треть меньше досталось «Лицедеям».

Начинания «Комик-Треста» и театра «За Черной речкой» оценили в 500 тысяч. Больше всех повезло «Такому театру» и «Русской антрепризе». Но спустя несколько месяцев в Комитете по культуре вновь голосовали, чтобы вслед за выданными тремя миллионами на постановку «Голого короля», наградить Рудольфа Фурманова еще пятнадцатью.

Борис Илларионов, первый заместитель председателя Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга: «Было у нас поручение на федеральном уровне поддержать этот коллектив, это учреждение. И, собственно говоря, формально мы деньги могли выделить только по этой целевой статье. Даже не выделить, а пропустить по этой целевой статье. Нужно было соблюсти определенную процедуру, которую, собственно, мы и соблюли».

Чиновники объясняют: дополнительные 15 миллионов — это адресная дотация на развитие театра. А деньги на пьесу Шварца Фурманов получил как рядовой конкурсант. Тем, кого такие аргументы не устраивают, ядовито шутят: платье для голого короля теперь можно сшить от кутюр. Ведь всего «Русской антрепризе» досталось 18 миллионов.

Марина Дмитревская, главный редактор «Петербургского театрального журнала»: «Когда члены комиссии задавали вопрос, им сказали, что это личное распоряжение Путина, и мы через эту статью проводим. Значит не объявляйте тогда конкурс, не мистифицируйте. Р. Д. Фурманов — человек, приближенный к власти, он доверенное лицо В. В. Путина, на его расстроенном пианино Путин играл. Всем понятно, почему и как эти деньги сейчас возникают».

Рудольф Фурманов демонстрирует кадры, на которых самый главный зритель страны осматривает театр. Вот они беседуют в фойе. Вот Владимир Путин интересуется проблемами. И худрук отвечает: мне ничего не надо. Высокий гость не скрывает удивления.

Рудольф Фурманов
, народный артист России, художественный руководитель театра «Русская антреприза» им. А. Миронова: «Мы находимся в помещении, где существовал театр „Эксперимент“, который был ликвидирован в 1995 году Который получал ежегодно субсидию по 40–50 млн в год. Понимаете, сколько я сэкономил? А мне предлагали быть чиновником и руководить театром „Эксперимент“. Я отказался. У меня театр имени А. Миронова. Сколько я сэкономил государству? И впервые сейчас такая субсидия выделена».

За четверть века в «Русской антрепризе» поставили 75 спектаклей. Сейчас в репертуаре 26. В свое время Фурманов не только стал первым в стране независимым антрепренером и до сих пор в списке самых успешных. Говорит, на помощь сверху никогда не рассчитывал, и в советниках первых лиц города сиановился ради общего блага, отстаивая интересы таких же негосударственных театров.

Марина Дмитревская, главный редактор «Петербургского театрального журнала»: «Если я советник на общественных началах, я не буду брать себе такие суммы. Как советник я посоветую разделить эти деньги между другими, которые в более бедственном положении».

Рудольф Фурманов, народный артист России, художественный руководитель театра «Русская антреприза» им. А. Миронова: «Шариков говорил Преображенскому: все надо делать по справедливости. А профессор Преображенский спрашивал, а как это по справедливости. А все поровну разделить».

По разные стороны барикад обделенные и наделенный оказались из-за некорректной процедуры субсидирования. Нюансы госбухгалтерии вызывают вопросы. Например, у Анастасии Мельниковой, принципиально отказавшейся голосовать за персональную надбавку.

Анастасия Мельникова, заслуженная артистка России, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Мне было дан ответ, что по закону быстро обналичить можно было только таким путем. И я как человек, который имеет отношение к закону и находится на госслужбе, единственное, что смогла сказать: если закон настолько не совершенен, что допускает такую несправедливость, то нужно вносить поправки и его менять».

Единственное, в чем стоит поощрить чиновников, — это в умении, когда нужно, изыскать резерв. Главное, чтобы в комитете по культуре помнили: о том, что нужно петербургским театрам, знают не только в Москве.

Читайте также