Опасная глубина: как автомобили тонут в обычных лужах

13.04.2024, 11:00

Видео программы «Главная дорога»

Ливни и паводки сносят машины и превращают улицы в полноводные реки. В Интернете можно найти объявления о продаже автомобилей-утопленников, например, из реки. Вернуть такого железного коня в строй — процесс трудоемкий.

Утонуть авто может даже во время обычного дождика прямо во дворе, пока хозяин, например, в отпуске. К моменту возвращения машина высохнет и будет как новенькая — открывай, заводи, но внутри-то она мокрая.

В гараже можно по стенам узнать, насколько высоко поднималась вода. Многим кажется, что кузов должен сохранять герметичность. Для эксперимента решили утопить авто в Центр испытаний НАМИ, где есть бассейн с максимальной глубиной 180 сантиметров.

Алексей Лагузин, заместитель руководителя по научной работе Центра испытаний ФГУП «НАМИ»: «Европейские производители рекомендуют не заезжать без оглядки в лужи глубиной выше 20–25 сантиметров. Обывателю, наверное, нужно ориентироваться, чтобы лужа была глубиной не больше, чем до середины колеса, выше уровень воды уже становится опасным».

Кузов автомобиля имеет собственный дренаж, который рекомендуется прочищать. Также существуют технологические отверстия. Со временем заглушки могут потерять герметичность. Современный автомобиль — это не только двигатель, это километры электропроводки, в большинстве случаев она проходит по полу в салоне.

Сергей Салогуб, автоэлектрик-диагност: «Вода все-таки не очень чистая, уровень можно определить по белым отложениям типа соли, подтеки же остаются».

Автомобили для ралли способны двигаться даже с заполненным водой салоном. Мотор защищают шноркелем. Воздухозаборник, как трубка у подводного пловца, должен быть выше уровня воды. Электрику поднимают к потолку и гидроизолируют, а в полу
делают дополнительные отверстия, чтобы вода легко затекала и вытекала из салона.

Испытуемый автомобиль погрузили в воду по самые фары, как раз чуть выше рекомендуемого уровня — середины колеса. Лужа после дождя уйдет. Через пару дней салон высохнет, вероятно оставив запотевшие стекла и запах сырости, но обшивка и все, что под ней, останется мокрым. Даже небольшой влаги достаточно для окисления металла кузова и контактов. Разрушительный процесс может занять пару дней.

Сергей Салогуб: «Владельцы реально об этом не знали. Гнилые провода, ржавые, зелень на контактах. Машины еще работали, ржавчина везде, естественно».

Алексей Тарасов — счастливый владелец утопленного кроссовера, он довез машину до сервиса на тросе.

Александр Тарасов, автомобилист: «Состояние машины было достаточно плачевное. Она не заводилась, не было электрики. Отремонтировать получилось все. И родной двигатель, и коробка, и редукторы, и привод — все после технического
обслуживания заработало».

Но всю электронику, включая электронный блок управления, пришлось поменять. Работы над машиной продолжаются уже больше полугода.

Все выпуски программы «Главная дорога».

Читайте также