Наука надувательства: как недобросовестные продавцы экономят на покупателях

01.12.2023, 11:00

Видео программы «НашПотребНадзор»

Репортеры программы «НашПотребНадзор» выяснили, на какие уловки идут производители, чтобы увеличить свою прибыль и всегда оставаться в плюсе, в то время как покупатели приобретают меньшие объемы товаров за те же деньги, что и раньше.

Под конец года социологи с филологами любят выбирать главное слово. В 2013-м это было «селфи», в 2021-м — «вакцинация». А словом года 2023-го вполне может стать «шринкфляция». Это новое слово в гоп-стоп маркетинге. Первым примером стал «девяток яиц». Покупателей пытались уболтать, что так удобнее. Но хитрость в том, что цену одного яйца сложно посчитать, на девять быстро не разделишь. А многие брали, не глядя, сколько яиц в лотке. В итоге птичники экономили яйца, ценник на прилавке вроде бы не рос, а навар увеличивался. Это и есть «сжимайзинг».

Идею развили молочники. Раньше сметану в основном разливали в банки по 350 граммов, а потом они сжались до 300. Копеечку в карман, а на прилавки иллюзию, что цены не растут. Так и пиво усохло, привычное 0,5 уже редко встретишь. И батоны подсбросили, и сливочное масло похудело.

Порции снижаются, чтобы цены не взлетали. Эту уловку изобрели во времена первой серьезной экономической турбулентности почти полвека назад. Первыми асами шринкфляции стали владельцы крупной американской авиакомпании еще в 80-х годах. Тогда стоимость топлива взлетела до небес, но перевозчик не стал ни сокращать количество рейсов, ни увеличивать цену билета. Ремни затягивали незаметно. Первой приземлили стоимость обедов, уменьшив их немного. Всего-то на одну оливку. Казалось бы, какая мелочь, но именно так компания смогла за год сэкономить 40 тысяч долларов.

Считать себя махинаторами хлебопеки, молочники, колбасники отказываются и переводят стрелки на сетевиков: якобы те просто не возьмут товар, если производители повысят цены. Вот и приходится хитрить. А в погоне за аппетитными ценниками далеко не все покупатели замечают, что буханки подрезали, а масло подтаяло.

Но одно дело, когда эти цифры все же честно пишут на упаковках, и совсем другое — когда их маскируют. Одна из самых свежих уловок производителей продуктов заключается в том, чтобы на жидких писать вес, а не объем. Расчет на то, что у многих школьные знания с годами подзабылись и кажется, что литр и килограмм — это что-то вроде синонимов. Но это совсем не так. Например, в литре молока 1030 граммов. И если на упаковке написано килограмм или 1000 граммов, значит, внутри на 30 миллилитров меньше.

Но скоро заметить такой обман в магазине будет проще, если, конечно, в Госдуме примут закон о честных ценниках, по которому на них будет две цифры: стоимость товара и его цена за килограмм. Так стоимость соседних товаров будет легко сравнить. Но пока это всего лишь проект. А примеров сжимайзинга гораздо больше.

Худеют упаковки и в Европе, и в США. Две мясные котлеты в самом известном в мире гамбургере тоже стали тоньше, жалуются любители фастфуда. Скинули в весе пачки с печеньем, пакеты с драже, блистеры со жвачкой. А вот маркетологи на известной швейцарской шоколадной фабрике действуют изящнее: чуток раздвинули промежутки между пирамидками. Коробка та же, вес меньше. Поиграли с дизайном и производители газировок: чтобы скрыть недолив, сделали углубление в донышке.

Да, чем сильнее штормит экономику, тем бережливее производители, тем жестче конкуренция между ними, тем ловчее они хитрят, стараясь добраться до кошельков покупателей.

Все выпуски программы «НашПотребНадзор».

Читайте также