Правительство ищет способы стабилизации цен на нефтепродукты на фоне их многонедельного роста

18.09.2023, 09:46

Фото: РИА Новости © 2023, Алексей Майшев.
Видео программы «Сегодня»

Чтобы стабилизировать цены на нефтепродукты власти могут вернуться к идее введения заградительной пошлины на экспорт топлива.

Минэнерго и Минфин предложили ввести заградительную пошлину на экспорт всех видов нефтепродуктов в размере 250 долларов на тонну для стабилизации ситуации на российском топливном рынке. Об этом пишет «Коммерсант».

По данным газеты, такой вариант обсуждался 15 сентября на совещании у вице-премьера Александра Новака. Как отмечает издание, добросовестным поставщикам, выполняющим квоты Минэнерго по поставкам на внутренний рынок, власти будут компенсировать пошлину через обратный акциз на нефть. В сентябре ставка на вывоз светлых нефтепродуктов составляет 6,4 доллара за тонну, в октябре она должна вырасти до 7,1 доллара за тонну, а с начала 2024 года обнулиться в рамках налогового маневра.

Предложение было крайне негативно воспринято участниками рынка, которые подчеркивали, что критерии оценки добросовестных экспортеров непонятны, а реализация крайне сложна. По данным источников «Коммерсанта», по-прежнему рассматривается и возможность полного временного запрета поставок топлива за рубеж.

Собеседники газеты отмечают, что правительство и нефтекомпании продолжат обсуждение проблемы резкого роста цен на все виды нефтепродуктов. Например, бензин марки АИ-92 только с начала сентября на оптовых торгах на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже подорожал в европейской части России на 9%, до 70,44 тысячи рублей за тонну, марки АИ-95 — на 2,2%, до 76,4 тысячи рублей за тонну. Дизельное топливо прибавило 8,5%, до 73,75 тысячи рублей за тонну.

Такие цены исключают получения нефтяниками в сентябре топливного демпфера, за счет которого правительство компенсирует компаниям часть разницы между экспортными ценами на топливо и индикативными внутренними ценами, они составляют 56,9 тысячи рублей за тонну бензина АИ-92 и 53,85 тысячи рублей за тонну дизтоплива. В сентябре участники рынка могли бы получить почти 100 миллиардов рублей. Но субсидия выплачивается только в случае, если реальные биржевые цены на топливо превышают индикативные не более чем на 10% по бензину и на 20% по дизтопливу. Сейчас они выше на 23,8% и 37% соответственно.

Таким образом, правительство продолжает рассматривать разные варианты ограничения экспорта нефтепродуктов, не принимая финальных решений. В последние полтора месяца активно обсуждалось введение списка спецэкспортеров топлива для борьбы с серым экспортом, то есть, ситуацией, когда вывозится топливо с внутреннего рынка, на которое уже был выплачен демпфер. Указ о введении списка уже одобрен правительством, но пока не подписан президентом, к тому же не согласован сам список. Неясно, насколько сдерживание экспорта в принципе может быть эффективным средством для снижения цен, особенно в случае бензина, поскольку на рынке уже есть признаки его физической нехватки.

Ключевыми причинами роста цен, который продолжается уже несколько месяцев и активизировался в сентябре, выступают сокращение на 50% демпфера, а также снижение производства из-за пика ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах.

Владимир Путин на прошлой неделе в рамках Восточного экономического форума отметил, что, помимо снижения наполовину субсидий нефтяникам, правительство вовремя не среагировало на повышение глобальных котировок нефти, но в целом производители и власти договорились.

В Минэнерго ожидали стабилизации ситуации после выхода из планового ремонта Астраханского ГПЗ. В компании сообщали, что в сентябре она поставит на рынок 45 тысяч тонн бензинов и 40 тысяч тонн дизтоплива.

Управляющий партнер «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко рассчитал, что экспортная альтернатива сейчас порядка 120 тысяч рублей на тонну дизтоплива при внутренней цене 73,3 тысячи за тонну, демпфере в 20 тысяч за тонну и пошлине 23,75 тысячи за тонну. Эксперт поясняет, что если будет принята заградительная пошлина цены на внутреннем рынке могут перестать расти такими темпами.

Но АЗС продолжат нести убытки, а цены на них не упадут.

Читайте также