«Пожалуйста, не редактируйте меня»: чем стремление создать идеальных людей опасно для человечества

01.07.2023, 15:58

Видео программы «Центральное телевидение»

Тайна японского долголетия — в чем только ее не искали. Но, возможно, секрет кроется не в уникальных японских генах или свежих морепродуктах, а в безжалостном эксперименте, который японские ученые и правительство на протяжении многих лет ставили над собственным народом?

Спустя 50 лет житель японского Саппоро вернулся к зданию психиатрической клиники, откуда ему посчастливилось сбежать. Он был сиротой. В два года заразился полиомиелитом. В приемной семье считался умственно отсталым. В 17 его поместили в интернат.

Кику Коджима, житель Саппоро: «Я помню ясно, что мне сказала медсестра: „У тебя шизофрения, у тебя инвалидность. Такие люди не должны иметь детей“».

Совсем скоро он узнал: это были не просто слова. Ему назначили процедуру принудительной стерилизации.

Кику Коджима: «Всех пациентов в нашей палате заставили пройти эту процедуру. Некоторых били. Так что мне пришлось смириться».

Сегодня Коджима готовит иск к японскому правительству. Экспертиза подтвердила, что шизофрении у него не было. Мужчина стал очередной жертвой государственной программы по созданию здоровой нации.

Микия Такаши, пластический хирург: «Принудительная стерилизация существовала с 48-го по 96-й годы. Закон давал властям право стерилизовать людей против их воли, чтобы предотвратить рождение „некачественного потомства“. Эта практика в первую очередь затрагивала инвалидов и людей с наследственными заболеваниями. Иногда врачи использовали радиационное облучение и даже радикальные операции по удалению органов».

Истинные масштабы политики очищения генофонда стали известны только сейчас, когда правительство Японии выпустило официальное расследование. Всего стерилизовали 25 тысяч человек. Больше половины — против воли. Многие были детьми.

Кита Сабуро, пострадавший от принудительной стерилизации: «Врач отвел меня в отделение урологии. Хотя у меня не было никаких проблем со здоровьем. Они раздели меня и ввели местное обезболивающее. Но, несмотря на анестезию, я понимал, что со мной делают что-то ужасное».

Кита Сабуро прооперировали в 14. Основания — врожденная глухота. Теперь он пытается добиться компенсации. Но как вообще закон о евгенике мог быть принят в Японии в 1948-м, уже после холокоста?

Марк Бенеке, биолог-криминалист: «Люди думают, что евгеника была доктриной, возникшей у нацистов, что она была основана на диких утверждениях за пределами научного мейнстрима. Оба этих утверждения в корне неверны».

На самом деле корни евгеники нужно искать в Англии. Сам этот термин, означающий «родиться хорошим», придумал психолог Фрэнсис Гальтон — двоюродный брат Чарльза Дарвина. Учение о происхождении видов Гальтон перевернул с ног на голову, утверждая, что естественный отбор работает плохо, пора управлять эволюцией человека, производя отбор искусственный.

Джонатан Спиро, историк евгеники: «У Гальтона была теория, что интеллект передается по наследству. Поэтому он утверждал, что если заставить людей вступать в брак с равными по интеллекту, можно через несколько поколений создать нацию суперлюдей».

Какая именно нация решила первой вырастить суперлюдей, догадаться несложно. Закон о евгенике был принят в американском штате Индиана в 1907 году. Самые богатые семьи США выделяли ученым миллионы, чтобы те доказали: причина социальных проблем — дефектные гены. Были штаты, где насильственную стерилизацию проводили не только в психиатрических клиниках, но и всем людям, чей IQ-тест был ниже 70. Многие из них просто не знали английского языка или были неграмотны. Второй этап стерилизации Америки пришелся на 70-е. 400 тысяч операций. Одну из них провели Джесси Элейн в 14 лет.

Джесси Элейн: «Я проснулась вся в бинтах, не зная, что со мной сделали. Меня стерилизовали. Потому что я черная, бедная, моя мать была в тюрьме, а отец был алкоголиком. Они считали, что я и мои дети тоже станут алкоголиками. Я хочу знать, кто дал этим людям право творить подобное с другими людьми».

Существует ли евгеника сегодня? В определенном смысле — да. Наследниками ее идей можно считать сразу два направления в медицинской науке. Во-первых, пренатальный скрининг — возможность на ранних сроках беременности и при процедуре ЭКО выявить целый ряд тяжелых болезней и отказаться от рождения таких детей.

Во-вторых, геномное редактирование. Технология «молекулярных ножниц» позволяет удалить дефектный ген в ДНК и заменить его на здоровый. Звучит как фантастика, но уже 10 лет этот метод успешно используют для выведения устойчивых к болезням растений и животных. Почему тогда технология запрещена для людей? Потому что может стать источником новой непредсказуемой формы евгеники.

Дженнифер Даудна, лауреат Нобелевской премии по химии за разработку метода редактирования генома: «Когда я начинала свое исследование, я не могла предположить, что создам технологию, которая может изменить эволюцию человека. Ее хотят использовать для создания усовершенствованных людей. Чтобы они были выше, имели определенный цвет глаз, другие виды физических или интеллектуальных черт, которые могут быть желаемы».

Если исправление дефектных генов для уничтожения наследственных болезней ученые считают приемлемой практикой, то создание «дизайнерских детей» под заказ всерьез пугает генетиков. И совсем не потому, что в мире станет больше голубоглазых блондинов.

Ричард Кларк, бывший советник администрации президента США, специалист по борьбе с терроризмом: «Что будет, если в процессе такого редактирования генов мы создадим кастовое общество, где некоторые люди будут специально созданы, чтобы выполнять тяжелую работу и не иметь возможность развиваться, а другие люди будут созданы правителями с высоким IQ?»

Антиутопические прогнозы однако уже не остановят процесс сотворения нового человека. В китайской тюрьме отбывает наказание генетик Цзянькуй Хэ. Он первым решился отредактировать человеческие эмбрионы в процессе ЭКО. Его осудили коллеги, он стал преступником. Но две девочки с иммунитетом к ВИЧ, созданным в лаборатории, уже живут на этой планете. И только вопрос времени — когда появятся следующие «дизайнерские дети»?

Ричард Докинз, эволюционный биолог: «Когда ты понимаешь, что пекинес — это генетически модифицированный волк, то становится понятно, насколько значительными могут быть последствия даже традиционной селекции. А людям предлагают мгновенный способ изменения ДНК с непредсказуемым результатом».

«Пожалуйста, не редактируйте меня!» — статью с таким названием Ребекка Кокли написала для газеты The Washington Post. У Ребекки ахондроплазия — наиболее распространенная форма карликовости. Такими были ее предки. Такими родились трое ее детей.

Ребекка Кокли, правозащитник: «Очень тяжело говорить о том, что люди отказываются от рождения детей, таких как я. Вот почему важно показать, что мы можем жить полной жизнью, с достоинством».

Ее особенность не помешала создать счастливую семью, построить успешную карьеру юриста и даже поработать в Белом доме. Мы не больные, а другие, убеждает она ученых. Но услышат ли ее те, кто сегодня создают новую евгенику?

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также