Реставраторы преобразили петергофский «Эрмитаж»

30.06.2023, 20:37

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петергофе после реставрации открыли павильон «Эрмитаж». В построенном по приказу Петра небольшом здании обслуживали высоких персон и проводили обеды в узком кругу приближенных. С царских времен многое поменялись и снаружи, и внутри, где уже не гремят посудой.

Два года реставраторы и инженеры Петергофа возвращали павильону «Эрмитаж» оригинальный вид и водную систему вокруг. И даже сейчас в музее не могут быть уверены, что конструкции рва и стилобата не позволят влаге проникать в здание. Для этого должно пройти несколько сезонов.

Влияние моря здесь слишком велико. Такой уровень воды стабильно держали в 20-х годах XVIII века, когда павильон строили. Спустя 50 лет воду спустили и только сейчас подняли до исторических отметок.

Прежде чем вернуть подлинный кирпич на стену, его тщательно перебрали. Такому же анализу подвергли булыжный камень, которым устлано дно миниатюрного канала. Воссоздать исторические механизмы моста — он был разводным — пока не смогли. Через переправу проходят коммуникации. Но настил сделали, как и прежде, из лиственницы.

Без каких-либо потерь отреставрировали балконы. В том числе тот, по которому эвакуировали семью императора Павла I, попавшую в щепетильную ситуацию с оборвавшимся тросом из-за диковинок павильона.

В петергофском «Эрмитаже» главным развлечением были чудеса машинерии и нарушение этикета. Слуги, оставаясь на нижнем этаже, готовили яства и сервировали стол на 14 персон. Его на второй этаж поднимал механизм на ручной тяге. Сами гости наверх тоже попадали на подъемном кресле.

После истории с Павлом I оригинальный лифт заменили лестницей. Затейно была организована и смена тарелок вкушающих. Они звонили в колокольчик, и посуда с запиской на дощечке с пожеланиями проваливалась вниз.

Завершенная реставрация включала и работу с живописью. В павильоне выставлены 124 картины, размещенные на стенах по принципу шпалерной развески. Больше половины произведений искусства нуждались в помощи мастеров. Благодаря реставрации у одной картины нашли автора, им стал художник Вийч.

Коллекция живописи — собрание разных эпох. От первой сохранилась одна — «Чаша Диогена» голландца XVII века Николаса Розендаля. Многие другие относятся к периоду Елизаветы Петровны, когда верхний этаж павильона оформлял Растрелли и чей принцип развески остался.

Катерина Правдина

Читайте также