Центр города в руинах: в Артёмовске самое безопасное место оказалось под землей

27.05.2023, 16:08

Видео программы «Центральное телевидение»

Бывший глава американского Генштаба генерал Марк Милли объяснил, почему многие в США выступали против передачи Киеву истребителей F-16. В нежелании отправлять в зону боев истребители не было ничего «голубиного», то есть мирного. Это позиция людей, умеющих считать деньги. Десять самолетов F-16 — это миллиард долларов, плюс еще миллиард на их обслуживание и содержание. При этом 10 или даже 100 самолетов погоды не сделают, ведь у российских военных есть тысячи истребителей IV и V поколений, поэтому деньги разумнее потратить на системы ПВО. С этой позицией генерал и прослыл «голубем».

Это было прощальное выступление Марка Милли. Байден сменил его на генерала Чарльза Брауна, который до этого командовал штабом ВВС. Партия условных «голубей» (то есть просто прижимистых генералов и политиков, которым жалко сжигать в топке украинского кризиса миллиард за миллиардом) понесла серьезную потерю. Теперь расправят крылья «ястребы» вроде министра обороны Ллойда Остина и госсекретаря Энтони Блинкена.

Впрочем, все это не более чем надуманные политические расклады, ведь американские «ястребы» и «голуби» разными методами выступают за одно и то же — за продолжение военных действий.

Над Артёмовском (украинское название — Бахмут) уже неделю российские флаги, но артиллерия ВСУ достреливает не только до западных многоэтажек с окнами в поля, но и до центральных районов, которые лежат в руинах. Проходя по кварталам, постоянно натыкаешься на завалы из щебня. Линия фронта не проходит по городу, она переместилась в поля за ним, но все равно не спокойно и не тихо.

Всю неделю официальный Киев не признает потерю города. В СМИ говорят о продолжающейся обороне, в Сети украинская сторона размещает кадры боев в городской застройке. Группа украинских солдат пыталась зайти в многоэтажку, кто-то из россиян бодро, весело и нецензурно им ответил. В Артёмовске наши военные шли только вперед. Топтание на месте, тем более отход грозят куда большими жертвами, рассказывает один бойцов, штурмовавших город.

В конце недели в сводках украинского Генштаба Бахмут впервые за долгое время просто не был упомянут. Если это стадия отрицания для официального Киева, то украинские солдаты уже давно на стадии принятия действительности. Трое военных в тех самых полях, куда отступили ВСУ, радуются, что живы. Улыбаются отъезду и украинские солдаты, едущие на запад по обстреливаемой дороге, вдоль которой стоит сожженная украинская техника.

Президент Украины Владимир Зеленский вручал награды и обещал дать военным новое оружие и оборудование. С позиций видны шахты Угледара, сам он скрыт за посадкой. Город из окопов журналистам показывал солдат с позывным Камыш. Это одно из важнейших направлений, где ВСУ могут попробовать пойти в разрекламированное контрнаступление. Российские войска закапываются и укрепляются. Невысокие холмы ходами окопов чем-то похожи на муравейники.

Бойцу с позывным Ивас 24 года. На следующий день после начала СВО он пришел добровольцем в военкомат в родном Донецке и теперь служит. Его батальон прошел Волноваху и Марьинку, а сейчас находится под Угледаром. Войну Ивас узнал со всех сторон, начиная от перестрелок и пережидания обстрелов и заканчивая нудным копанием земли, хотя и в это время может прилететь. Безопасно не бывает, ложное ощущения безопасности дают тишина и обшивка, похожая на мирный деревенский плетень.

Позывной Ивас: «В силу обстоятельств у нас стройматериалов не слишком хватает, приходится обшивать, укреплять окопы таким образом, чтобы не осыпались. Грунт оставляет желать лучшего».

Здесь оборону могут прощупывать ДРГ, но готовы солдаты и к куда более массированным атакам.

Ивас, как почти все в батальоне, из Донбасса, как и все, он переживает за семью в столице ДНР, где иногда бывает опаснее, чем на передовой. В здании НИИ после удара HIMARS погиб человек.

Любовь, работник НИИВЭ ДНР: «Мы сидели, работали, обстреляли наше здание. Сами не будут пользоваться, значит, никто не будет».

Дым поднимается над «Азовсталью» в Мариуполе. Впрочем, по сравнению с тем, что они пережили, это ерунда. Николай Петрович и Галина Петровна открывают купальный сезон и всех зовут на курорт Азовского моря. Может, спустя некоторое время и Бахмут станет тылом, и даже относительно безопасным, а пока самое безопасное место скрыто в горе. Пещеры здесь впечатляют, в некоторых местах высота сравнима с 7-этажным домом. На эти пещеры опирался штурм Бахмута. Здесь располагались российские войска.

Запыленные бутылки на артемовском заводе шампанских вин. Он располагается в пещерах, где раньше добывали гипс. Здесь был и госпиталь, и штаб, и оружейная, и тир для пристрелки оружия, в том числе трофейного. В качестве мишеней использовались бутылочные этикетки. В этом есть даже какая-то символичность, ведь пить штурмовикам строжайше запрещено. Символичность есть и в том, что и сейчас в Артёмовске самое безопасное место для живых — под землей.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Связанные новости

Читайте также