О чем говорили майя: в Петербурге чествуют великого этнографа Юрия Кнорозова

18.11.2022, 19:25

Видеосюжет: Андрей Курицын
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге готовятся отметить 100-летие со дня рождения Юрия Кнорозова. Выдающийся русский ученый, дешифровщик письменности майя, основоположник школы этнической семиотики работал в институте этнографии. Там же 19 ноября пройдет торжественная церемония гашения почтовой марки.

С таким хоть в разведку (археологическую, на Сахалин), хоть на рыбалку (оголодавшие ленинградские ученые схватили удочки). На фото из экспедиций 80-х невозможно рассмотреть лицо Юрия Кнорозова. Он не любит случайных снимков и заслоняется от камеры. Видно только знаменитую шапочку, ее подарила Анна Ахматова.

В Этнографическом (там сейчас тоже открыли юбилейную экспозицию) Кнорозов приятельствовал со Львом Гумилёвым, как раз незадолго до его ареста. Это был 1949-й. Люди исчезали, а музейная работа шла своим чередом.

Лариса Попова, заведующая отделом этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея: «Глазами Кнорозова мы смотрим на жизнь людей того времени: нужно было показать достижения советской Туркмении. И трогательная семья в традиционной одежде на фоне автомобиля и мотоцикла, это ли ни соединение времен и их дальнейшее, оптимистическое развитие».

Персональная часть выставки совсем не большая: всего одна витрина, под стеклом — немногочисленные личные вещи и документы Юрия Кнорозова. Заявление о приеме на работу, характеристика, диплом и приложение с оценками — «хорошо» и «отлично» по всем предметом, кроме одного. По истории Средних веков будущий гений схватил тройку.

Самое главное открытие Кнорозова началось в стенах Этнографического (письменность майя он расшифровывал в свободное от работы время), а завершилось в Кунсткамере с хорошими видами на будущее. В 30 он уже признанный гений.

Маргарита Альбедиль, ученица Ю. В. Кнорозова, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН: «С точки зрения зарубежных коллег, ситуация вообще невообразимая. Человек, сидя за железным занавесом, это же сталинское время было, не имея доступа к подлинникам, библиотекам, сумел дешифровать. А они этого не сумели сделать».

Систему письма и значение иероглифов он расшифровал по трем уцелевшим рукописям майя и заметкам францисканского монаха XVI века. К 100-летию ученого (по всем законам жанра) в читальном зале собрали и первоисточники, и основные научные публикации — но здесь нет главных книжек Юрия Кнорозова. Великий дешифровщик любил «Пуаро» Агаты Кристи и внучку Анну.

Анна Маслова, внучка Ю. В. Кнорозова: «Дед всегда был склонным к систематизации даже в быту. У него всегда всё на своих местах, на своих полках, всё, что нужно подписать, подписано. У деда там стоит шоколадка для меня, подписана, и сколько взято — это не потому, что жалко (дали две, а взяли три). Это потому, что человеку нужен порядок».

Благодаря Юрию Кнорозову порядка в мире ощутимо прибавилось, а главное — у целой древней цивилизации появилась возможность рассказать о себе чуть больше. И для этого даже не пришлось выходить из кабинета.

Андрей Курицын

Читайте также