Европейское единство затрещало: кого могут «попросить на выход» из ЕС

24.09.2022, 17:00

Видео программы «Центральное телевидение»

Последствием «украинского кризиса» стали обострившиеся противоречия в Евросоюзе. И хотя на словах политики в Брюсселе, Берлине, Париже и других европейских столицах призывают «еще теснее сплотиться перед лицом российской угрозы», на деле происходит что-то прямо противоположное.

Гидроэлектростанция Улла-Фёрре — главный символ норвежского энергетического чуда. Являясь основным экспортером газа для Европы, сама Норвегия 90% энергии получает из ветра и воды. Зеленое электричество два года назад начали продавать и в Англию, проложив кабель по дну Северного моря. Британские СМИ тут же окрестили Норвегию «гигантской батарейкой Европы», но неожиданно батарейка села. Причина в том, что было слишком засушливое лето.

Андреас Эриксен, замминистра энергетики Норвегии: «Мы планируем сократить производство на гидроэлектростанциях, чтобы сохранить воду для долгой зимы. Мы также вводим ограничения на экспорт электричества».

Это известие в Британии вызвало бурю. На волне панических настроений английский футбольный союз объявил: матчи теперь будут проходить днем. Пострадать может и другой символ страны. Владельцы пабов, которые с трудом выживают из-за огромных счетов за газ, теперь ждут такие же за электричество.

Коллеги из Финляндии, не стесняясь в выражениях, назвали решение норвежских энергетиков «эгоизмом» и даже «национализмом». А премьер Польши напрямую заявил, не много ли в Норвегии на себя взяли.

Матеуш Моравецкий, премьер-министр Польши: «Должны ли мы платить Норвегии гигантские деньги за газ — в четыре или пять раз больше, чем мы платили год назад? Это неправильно! Они должны разделить эту сверхприбыль. Это несправедливо! Это косвенная нажива!»

Впрочем, у Польши претензии, кажется, ко всем европейским партнерам. Вопреки призывам к солидарности из Брюсселя, польский сейм вдруг выставил счет Германии, требуя репарации за Вторую мировую. Канцлер Германии на эти претензии ответил с резкостью.

Олаф Шольц, канцлер Германии: «Ясно одно: граница между Германией и Польшей установлена раз и навсегда, после сотен лет нашей истории. И я не хотел бы, чтобы какие-то люди рылись в исторических книгах, чтобы проводить ревизионистские изменения границ».

Немецкий политолог Кристоф Херстль считает, что тема репараций возникает каждый раз, когда Германия хотя бы пытается вести независимую политику.

Кристоф Херстль: «Поляки делают такие заявления по указке Вашингтона. Как только Германия в чем-то не подчиняется США, сразу вспоминают о репарациях. Так что это просто шантаж».

Евросоюз — это политический пазл, где 27 элементов. Но назвать их равными нельзя. И дело не только в размере территории или уровне ВВП. Ключевым элементом неравенства в ЕС оказался доступ к энергоресурсам. Если, например, Испания и Португалия большую часть газа получают из Африки, то другие страны критически зависят от российских углеводородов. В наиболее уязвимой позиции — Австрия, Италия, Польша, Голландия и Венгрия. Именно эти государства выступили против введения потолка цен на газ, вопреки официальной позиции Брюсселя. И получается, что одной из фундаментальных основ единства в Евросоюзе оказалась низкая цена на российское голубое топливо.

Бывший депутат бундестага от партии «Альтернатива для Германии» Вальдемар Гердт, наблюдая, как нарастают протесты в странах Евросоюза, объясняет: энергокризис резко обострил конфликты, которые в сытые годы удавалось держать под контролем.

Вальдемар Гердт: «Теперь в каждой стране политики будут стараться заботиться о своих гражданах, и это правильно, ведь они выбрали этих политиков. Это происходит в Польше, в Венгрии, в странах Прибалтики. Дни Евросоюза сочтены, я думаю, но винить в этом следует не Россию».

Первый кандидат на вылет из ЕС, очевидно, Венгрия. Виктор Орбан настойчиво выступает за диалог с Москвой вместо ультиматумов. И на этой неделе в адрес Будапешта прилетели сначала обвинения в коррупции. Затем страну объявили «электоральной автократией». Заморозили выплаты на 7,5 млрд евро. Таким образом неуступчивому Орбану как бы намекают: демократический Европарламент — не место для дискуссий об антироссийских санкциях.

А ярость турецкого президента вызвал инцидент в районе острова Крит. Установленная там система ПВО взяла на мушку турецкий истребитель. Позже греческая береговая охрана без предупреждения обстреляла турецкий корабль. Адмирал в отставке Тюркер Эртюрк объясняет: конфликт тлеет почти 100 лет, со времен развала Османской империи. Спорят за греческие острова в Эгейском море, контроль над их территориальными водами. Но главное — шельф, на котором недавно обнаружили месторождения газа.

Тюркер Эртюрк: «Греция сейчас всячески пытается воспользоваться ситуацией, особенно на фоне ухудшения отношений между Турцией и ЕС, Турцией и НАТО. Да, проблемы есть, и Греция нашим положением активно пользуется».

Но действительно ли это провокации Греции? Или, может быть, ответ на них? Ведь в Турции на государственном уровне принята концепция «Голубая родина». По ней Анкаре принадлежит половина Эгейского моря, южная часть Чёрного, а также территория Средиземноморья вплоть до побережья Крита. Такой взгляд на карту, мягко говоря, возмущает Афины. И если Эрдоган начнет действовать, начнется война внутри НАТО. Готов ли альянс к такому вызову?

Татьяна Проскурякова

Новости по теме

Читайте также