Пищевые красители: чем они опасны для взрослых и детей

17.09.2022, 12:33

Видео программы «Живая еда»

Одна из главных пищевых страшилок, растиражированных Интернетом, наряду с консервантами и усилителями вкуса, это красители. Наша современная еда действительно порой имеет такой цвет, что впору начать бояться. Чем ее красят? Опасно ли это?

Пищевая индустрия активно пользуется тем, что яркие продукты не только более привлекательны внешне. Цвет, как показывают исследования, даже влияет на восприятие вкуса.

Колбасник Пётр Пахомов, создавая новые рецепты, непременно добавляет классический нитрит натрия, который не только борется с опасными бактериями, но и делает колбаски аппетитно розовыми. Для потребителя привычная окраска очень важна, как бы творчески ни менялись остальные ингредиенты.

Варвара Зародина, психолог: «Если вы маленькому ребенку дадите баночку, например, зеленого молока, если оно вкусное, он с удовольствием его выпьет. Если вы взрослому человеку дадите зеленое молоко, он, скорее всего, усомнится в его свежести и вкусе. С течением жизни мы набираем определенный опыт. И уже по цвету мы ориентируемся: понравится нам продукт или не понравится».

Неудивительно, что желание подкрасить еду, сделав ее аппетитнее, у человечества было всегда. Например, в Мексике еще во времена империи ацтеков в пищу начали применять кармин — краситель роскошного оттенка красного с очень необычным происхождением. Он делается из насекомых. Кармин получают из самок крошечных клопиков, которые называются мексиканской кошенилью. Они такие мелкие, что их можно принять за плесень на кактусах. В древности местные жители даже называли краситель «кровью колючей груши». Чтобы получить килограмм готового порошка, надо переработать около двух тысяч насекомых.

Именно кармином по-прежнему иногда красят, например, крабовые палочки, напитки, выпечку, колбасные изделия. Он обозначается как пищевой краситель Е120. Из-за своего происхождения кармин не может входить в состав кошерной и халяльной еды — есть насекомых иудеям и мусульманам запрещают религиозные предписания.

В стремлении придавать еде привлекательный цвет человечество иногда слишком увлекалось и начинало использовать вещества, которые потом оказывались ядами. Например, что общего у пронзительно-зеленого цвета на картине «Сикстинская Мадонна» Рафаэля и у леденцов? Красили их примерно одинаково — тем, что мы сейчас съедобным не считаем.

Наталия Рудометова, заместитель директора по научной работе Всероссийского НИИ пищевых добавок: «Сульфат меди — это медный купорос, и ярь медянку — это ацетат меди, использовали для окрашивания карамели в России».

К счастью, развитие науки привело к тому, что все опасное за последние десятилетия вроде бы уже отбраковали. Хотя исследования иногда и сейчас преподносят сюрпризы. В начале двухтысячных в Саутгемптонском университете в Британии изучали влияние на детское поведение консерванта бензоата натрия в сочетании с популярными красителями: тартразином, хинолиновым желтым, «желтым солнечным закатом», азорубином, понсо и красным «очаровательным». Оказалось, что в группе, которая получала напитки с этими Е-добавками, через шесть недель начали проявляться признаки гиперактивности. С тех пор производителей при использовании упомянутых веществ обязали писать: «Содержит краситель, который может оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».

У среднего сына Эндже Нигматуллиной, многодетной мамы из Казани, еще в начальной школе диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Эндже решила, что причина кроется в том числе в питании. И она даже выучилась на нутрициолога, чтобы помочь ребенку. В результате вся семья скорректировала питание и полностью отказалась от продуктов с пищевыми добавками. Эндже считает, что это в комплексе с другими мерами лечения сработало. И сегодня Даня успешно учится в кадетском классе.

Но что по этому поводу думают педиатры?

Кирилл Забалуев, педиатр: «Основная причина возникновения СДВГ — это патология развития нервной системы. Именно поэтому диета не является основополагающим фактором. Также огромную роль играет наследственность. Потому что наследуемость СДВГ — одна из самых высоких среди психических расстройств и составляет порядка 76 процентов».

И нашумевшее английское исследование про влияние добавок на детское поведение так и не нашло других весомых доказательств. Как говорят врачи, реальная опасность красителей не в том, что они как-то по-особому действуют на психику, а в том, что привлекают внимание к очень сладкому. В одном большом стакане газировки сахара столько, сколько взрослому не рекомендуется съедать за целый день. А избыток этого вещества не только опасен в плане ожирения, диабета и кариеса, но и провоцирует у детей временную гиперактивность — малышам просто не терпится израсходовать полученное топливо. Возможно, поэтому в случае с Даней отказ от продуктов с добавками сработал.

Красители еще часто подозревают в провоцировании аллергии. Когда-то у Вовы, младшего сына москвички Аллы Комиссаровой, началась непонятная реакция на обычный вроде бы сироп от кашля.

Алла Комиссарова, многодетная мама: «Были проявления всякие на коже. В итоге оказалось, что у него аллергия на пищевые красители. Все это мы узнали достаточно в таких трагичных уже условиях, мы попали в больницу, в больнице сделали диагностику».

Как рассказывает аллерголог Евгения Назарова, такие реакции встречаются крайне редко. Но случаи известны, например, существует аллергия на тартразин, который может быть и в составе лекарств.

Между тем сама Алла с тех пор оставила работу в банковской сфере и увлеклась кондитерским делом. В ее мастерской большая часть десертов приготовлена на основе натуральных красителей. В основном это порошки из сублимированных ягод и листьев. Работать с ними намного сложнее, чем с искусственными. Больший расход, цвета трудно смешивать между собой, некоторые могут со временем давать неприятную горчинку. И стоят такие красители немало.

Работать с синтетическими красителями проще — они расходуются экономнее, а еще дают стабильный цвет, не добавляя лишних вкусов. Все это ценят производители. Наиболее универсальные — современные жидкие или гелевые краски, в которых пигмент уже разведен в нужной концентрации.

И исследования безопасности все время продолжаются, порой позволяя выловить на рынке какой-нибудь не совсем безупречный краситель. Последний пример — диоксид титана, Е171. Его используют для отбеливания конфет, жвачки, кондитерской глазури, всевозможных соусов, лекарств. Первой тревогу забила Франция, затем подключились и остальные страны Евросоюза. Согласно новейшим исследованиям, добавка может накапливаться в организме, повреждать ДНК и в перспективе приводить к раку. В нашей стране диоксид титана пока не запрещен к использованию. И в США тоже. Но активисты там подали в суд на одну известную корпорацию за то, что в ее радужных конфетках как-то слишком много диоксида титана.

Виктория Грушевская, пищевой технолог: «И сейчас, например, Всемирная организация по безопасности продуктов очень аккуратно высказалась, что да, есть прецеденты, что теоретически может быть риск, есть исследования. Но мы рекомендуем, но не запрещаем. Но впадать в панику потребителю ни в коем случае не стоит. У нас с вами получается так, что 99% вещей окружающих людей в большом городе — это так или иначе будут какие-то условные канцерогены».

В целом красителей бояться не стоит. Их единственная реальная опасность, пожалуй, только в том, что часто чересчур яркими делают не слишком полезные продукты, а соленое, сладкое и жирное точно вредят нашему здоровью — и это как раз основательно доказано наукой.

Читайте также